Депутаты Госдумы в окончательном третьем чтении приняли поправки в Воздушный кодекс, согласно которым родственникам или близким погибших в авиакатастрофах будет гарантированно выплачиваться по два миллиона рублей. Раньше жизнь авиапассажира стоила в 20 раз меньше – 100 тысяч рублей.
Как раньше, так и сейчас у родственников погибших в авиакатастрофах есть возможность увеличить сумму выплат, однако для этого нужно доказывать объем ущерба от потери родственника в суде. Примером успешного иска может служить требование жительницы поселка Байкит Красноярского края Людмилы Зозулиной. В июле 2006 года в результате катастрофы самолета А-310 в аэропорту Иркутска у нее погибла сестра, а в феврале 2007 года она смогла добиться компенсации не в 100, а в 200 тысяч рублей.
Наступление страхового случая
Необходимость быстрого принятия поправок в Воздушный кодекс, которые бы четко определяли правила страховых выплат, особенно почувствовалась в 2006 году, ставшим рекордным по числу жертв авиакатастроф в России.
Еще в октябре 2006 года министр транспорта Игорь Левитин заявил, что сумма разовых выплат родственникам погибших должна составить 75 тысяч долларов (около двух миллионов рублей). Свое мнение министр высказал после двух летних авиакатастроф, когда сначала погибли 125 человек при падении А-310 в Иркутске, а потом 170 человек в Донецке при крушении Ту-154 "Пулковских авиалиний".
С повышением выплат пострадавшим в авиакатастрофах законодатели не спешили: на написание и согласование окончательного текста поправок ушло больше года. Зато теперь компенсации намного превосходят выплаты пострадавшим в поездах или автомобилях. Например, по полису ОСАГО максимум, на что может рассчитывать пострадавший или, в случае гибели, его семья - 160 тысяч рублей.
Те же, кто пострадал в железнодорожном транспорте, по обязательной страховке получают и того меньше – 12 тысяч рублей. Правда, и страховой взнос совсем невелик -всего два рубля 30 копеек. В случае же приобретения дополнительной страховки, которая стоит от 15 до 100 рублей, пассажир или его родственники могут получить от 135 до 650 тысяч рублей. В общем, как бы кощунственно это ни звучало, умирать в самолете гораздо выгоднее, чем в поезде или автомобиле.
Вместе с увеличением выплат за смерть пассажиров депутаты приняли поправки, предусматривающие увеличение компенсаций за потерю багажа. Теперь пассажиры вправе требовать по 600 рублей за каждый утерянный килограмм багажа, а также 11 тысяч рублей – за ручную кладь.
Законодательные нормы как всегда отстали от практики. Крупнейшие российские авиакомпании, которые входят в Международную авиатранспортную ассоциацию IATA ("Аэрофлот", S7, "Трансаэро", "Владивосток-Авиа", "Волга-Днепр" и "Россия"), должны выплачивать пострадавшим или их родственникам суммы большие, чем было зафиксировано в прежнем законодательстве.
Варшава-Монреаль
В мировой практике выплаты пострадавшим авиапассажирам регулируются с помощью двух конвенций – Варшавской и Монреальской. Увеличив выплаты до двух миллионов рублей, российское законодательство стало соответствовать нормам первой из них.
Варшавская конвенция, подписанная впервые в 1929 году и потом измененная дважды – в 1955 и 1979 годах – предполагает, что выплаты семьям погибших авиапассажиров должны составлять около 18,8 тысячи евро (точная сумма выплат зависит от текущего курса валют к специальным правам заимствования, Special Drawing Rights, которые выпускает МВФ). Багаж, по Варшавской конвенции, "стоит" около 19 евро за килограмм, а ручная кладь – около 377 евро.
Соответствие российского законодательства Варшавской конвенции – факт, конечно, приятный. Однако абсолютное большинство развитых стран мира уже ратифицировало Монреальскую конвенцию 1999 года, которая предполагает увеличение выплат пострадавшим приблизительно до 115 тысяч евро (более четырех миллионов рублей). Например, Евросоюз одобрил повсеместное введение этой конвенции в 2004 году. К конвенции также присоединились США, Япония, Канада, Новая Зеландия, ОАЭ, а также ряд не самых больших стран мира – например, Ботсвана, Белиз, Барбадос и многие другие.
Когда российское законодательство сможет соответствовать Монреальской конвенции – пока неясно. Однако уже сейчас российские авиакомпании вынуждены частично применять нормы Монреальской конвенции. В частности, "Аэрофлот" из-за того, что в 2004 году вступил в международный альянс Sky Team, вынужден учитывать требование конвенции.
Кто платит?
Главный минус новых поправок в Воздушный кодекс в том, что расплачиваться за погибших пассажиров фактически будут сами пассажиры. Дополнительные расходы на страхование авиакомпании будут возмещать за счет роста стоимости авиабилетов – больше неоткуда. При этом как обычно в таких случаях и бывает - чем меньше авиакомпания, тем больше подорожают билеты
Еще один минус законопроекта, на который при подготовки закона обращали внимание в авиакомпаниях, - отсутствие предварительной фиксированной суммы, получаемой родственниками пострадавших сразу, без сбора справок и других документов. В случае наличия такой суммы многие бы, наверняка, ей и ограничились – собирать справки и стоять в очередях, когда погиб близкий родственник, может далеко не всякий.
С другой стороны, законодательно закрепленное подорожание стоимости жизни авиапассажиров может привести к тому, что перевозчики будут тратить больше средств на безопасность – например, охотнее покупать новые самолеты взамен старых. Как в случае с введением ОСАГО для владельцев автотранспорта, недовольные обязательным страхованием, даже если и найдутся, скорее всего, осознают необходимость такой меры. Тем более, что самолеты в России падают, к сожалению, куда чаще, чем в среднем по миру.