Владельцы "Норильского никеля" и одни из самых богатых людей России Михаил Прохоров и Владимир Потанин наконец-то определились, на каких условиях готовы вести бизнес отдельно друг от друга. Раздел активов предприниматели задумали еще в начале 2007 года, но с тех пор никак не могли решить, кому что достанется.
31 января Михаил Прохоров и Владимир Потанин торжественно объявили о том, что прерывают свое многолетнее сотрудничество, чтобы в дальнейшем зарабатывать деньги порознь. Согласно договоренности между бизнесменами, контрольный пакет акций "Норильского никеля" должен был перейти Потанину, поскольку Прохоров захотел заняться "инновационной экономикой".
Именно он должен был получить общие активы бизнесменов в водородных и энергетических активах. Остальные компании, принадлежавшие "Интерросу" – "Полюс Золото", "Силовые машины", инвестфонд "Открытые инвестиции" и "ПрофМедиа" – Потанин и Прохоров решили поделить пополам.
Несмотря на кажущуюся простоту, схема разделения активов дала летом 2007 года серьезную трещину – судя по всему, акционеры не могли договориться о том, по какой цене Потанину достанутся акции "Норильского никеля". Противостояние бизнесменов дошло до того, что Прохоров в срочном порядке потребовал переизбрать правление компании и начал активно скупать акции "Норильского никеля" на бирже.
Крупнейший производитель никеля и палладия в мире. Компании принадлежат активы в Европе, Азии, Австралии, Африке и Северной Америке. Выручка "Норникеля" за первое полугодие 2007 года составила 7,6 миллиарда долларов. А чистая прибыль – 3,8 миллиарда долларов. Долг компании превышает шесть с половиной миллиардов долларов.
Это, естественно, вызвало ажиотаж на рынке - ценные бумаги компании начали расти как на дрожжах. Тем более, что их стали скупать, по информации российских СМИ, и компании Владимира Потанина. Бывшие партнеры пытались лишить друг друга права говорить, что именно он является основным владельцем "Норникеля". Преуспел в этом Прохоров – по данным на 26 октября, его структуры владели немногим больше 28 процентов акций "Норильского никеля", а Потанину принадлежало 25,3 процента.
К середине ноября такая "гонка" надоела, похоже, обоим предпринимателям. В один день они направили друг другу предложения по "Норильскому никелю". Отличаются эти предложения тем, что Прохоров четко объяснил СМИ условия, по которым он намерен продать актив, а Потанин – нет.
Условия Прохорова
В пресс-релизе группы "Онэксим", которая представляет интересы Прохорова, говорится о четырех условиях продажи "Норильского никеля". Важнейшее из них – цена.
По данным "Онэксима", 25 процентов плюс одна акция компании стоят ни много ни мало 15,7 миллиарда долларов. Эта сумма складывается из средней рыночной стоимости акций "Норильского никеля" за последние 30 дней и премии в 12 с половиной процентов.
В "Онэксиме" премию объясняют сложившейся традицией. Например, за LionOre "Норильский никель" заплатил на 100 процентов больше, чем рыночная стоимость ее акций, утверждают в компании Прохорова.
Премия к рыночной цене "Норильского никеля", по данным источника "Коммерсанта", и явилась причиной конфликта между бизнесменами – один хотел заполучить пакет акций "Норильского никеля" с премией в 10 процентов, другой не соглашался меньше чем на 15 процентов.
Второе условие Михаила Прохорова – сроки. Бизнесмен требует, чтобы его предложение было принято в течение 30 дней, а сделка оплачена за полтора месяца. При этом Прохоров считает, что Потанин должен заплатить наличностью. В пресс-релизе не уточняется, в какой именно валюте должен быть осуществлен платеж, но "Коммерсант" пишет, что Прохоров настаивает исключительно на долларах США. Видимо, бизнесмен не верит ни в прочность российской валюты, ни в устойчивость евро.
Наконец, последнее условие Прохорова заключается в том, что преимущественным правом выкупа "Норильского никеля" пользуются именно компании Потанина. Вероятно, эта оговорка была сделана для того, чтобы иностранные инвесторы, которые не прочь выкупить блокпакет крупнейшей никелевой компании мира, не суетились раньше времени.
Ответ Потанина
В отличие от предложения Прохорова, оферта Потанина пока не содержит в себе никакой конкретной информации. Наверняка, владелец "Интерроса" хотел бы купить "Норильский никель" чуть подешевле, ведь в последние 30 дней акции компании росли не только из-за объективных причин, но и из-за спекуляций. Поэтому сейчас их стоимость на рынке вполне может быть чуть выше справедливой.
Второе требование, с которым Потанин теоретически может не согласиться – платить только наличными. Для этого необходимо будет привлекать огромные кредиты, которые сейчас, в условиях кризиса ликвидности на развитых рынках, могут оказаться очень дорогими. Это значит, что стоимость "Норильского никеля" для Потанина может на деле оказаться на миллиард - два долларов больше.
По данным российских СМИ, бизнесмен уже начал привлекать средства на финансирование сделки. Так, источник "Коммерсанта" сообщил, что еще летом Потанин обратился в ВТБ с просьбой о привлечении кредита в три миллиарда долларов. Где бизнесмен возьмет еще 13 миллиардов, пока неясно – скорее всего, у западных банков.
Если сделка состоится, она станет самой крупной за всю не слишком, впрочем, длинную историю российского бизнеса. Сейчас самой удачной продажей бизнеса считается сделка "Газпрома" с Романом Абрамовичем, когда "Сибнефть" осенью 2005 года была продана за 13,7 миллиарда долларов .
В 2006 году произошла еще одна крупная сделка – "Русал" объединился с СУАЛом и швейцарской Glencore. Вместе они создали компанию с капитализацией более чем тридцать миллиардов долларов, но поскольку никто ни у кого никаких долей не выкупал, "Сибнефть" и "Газпром" все равно держат лидерство по сумме сделки.
Интересно, как будет вести себя Михаил Прохоров, если получит от Потанина требуемую сумму. Абрамович после продажи "Сибнефти" занялся исключительно делами светскими – с головой окунулся в английский и российский футбол, напокупал домов и квартир в Великобритании, и о каких-то глобальных коммерческих проектах даже не думал.
Михаил Прохоров – также не последний человек на светском олимпе. СМИ переодически замечают его то на банкетах, на фешенебельных курортах. В начале января 2007 года на одном из них - во французском Куршевеле - он даже был задержан полицией. Спустя несколько дней Прохорова отпустили без предъявления обвинений, хотя французские газеты писали о том, что он подозревается в сутенерстве. В спортивном мире Прохоров тоже фигура не новая: "Норильский никель" спонсирует едва ли не половину всех спортивных клубов страны – от баскетбольного и хоккейного ЦСКА до футбольного клуба "Москва".
В общем, найдет Михаил Прохоров, куда потратить деньги, если инновационная экономика покажется ему неинтересной.