Его Святейшество Далай-лама XIV, лауреат Нобелевской премии мира, почти пятьдесят лет назад изгнанный из Тибета вместе с правительством страны, публично заявил, что предпочел бы прекратить многовековую традицию поиска собственной реинкарнации. Он предлагает устроить среди тибетских и монгольских буддистов референдум об упразднении института перерождающихся Далай-лам, заменив их системой, при которой преемника будет называть либо сам лама, либо конклав авторитетных монахов. Впрочем, 72-летний Далай-лама готов переродиться в том случае, если на этом будет настаивать его народ.
14 частей одной жизни
"Далай" по-тибетски означает "океан", а "лама" - учитель. История "океана-учителя" насчитывает уже более шести веков. Считается, что Далай-лама является реинкарнацией бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары. Достигший просветления Авалокитешвара дал обет не покидать землю, пока здесь страдает хотя бы одно живое существо. Поскольку страдания земных существ бесконечны, Авалокитешвара воплощается снова и снова.
Процедура, которую 14-й "океан-учитель" предложил изменить, заключается в следующем. Реинкарнацию умершего Далай-ламы ищут среди тибетских мальчиков, родившихся не ранее чем через 49 дней и не позднее двух лет со дня его кончины. Во время поисков, которые осуществляет специальная группа монахов, учитываются предсмертные указания прошлого ламы, предсказания государственного тибетского оракула из монастыря Нечунг и сверхъестественные явления, сопутствующие рождению кандидата на реинкарнацию.
Особое значение имеет ритуал узнавания кандидатом вещей, принадлежавших его предшественнику. Если на высокий сан претендуют сразу несколько человек, проводится особая жеребьевка.
Китайская оккупация нарушила установленный ход событий. События, произошедшие в последние десятилетия в мире и Тибете, поставили под угрозу большинство казавшихся ранее незыблемыми традиций.
Темная история с буддой Безграничного Света
Прежний Панчен-лама X остался в Тибете после эмиграции Далай-ламы и тибетского правительства. Он долгое время провел в китайских тюрьмах и под домашним арестом. Панчен-лама умер в 1989 году, выступив перед смертью с речью, осуждающей китайскую оккупацию. Он также предсказал, что переродится в мальчика из тибетской столицы Лхаса.
В отличие от реинкарнации Далай-ламы, нового Панчен-ламу разрешается искать сколь угодно долго. Наконец, в 1994 году Далай-лама XIV признал своего учителя в шестилетнем тибетском мальчике Гедюн Чоки Ньиме.
Однако уже через несколько дней после торжественной церемонии посвящения в сан маленький Панчен-лама был похищен. Через несколько лет китайские власти признали, что лама находится у них. Точное его местонахождение, однако, неизвестно до сих пор.
Панчен-лама, второй по рангу духовный авторитет после Далай-ламы, считается перерождением будды Безграничного Света Амитабхи. Слово "панчен" происходит от санскритского слова "пандита", что означает "ученый". По верованиям, Панчен-лама - вечный учитель Далай-ламы. Таким образом, узнать новую реинкарнацию Амитабхи должен сам лидер тибетского буддизма. В свою очередь, Панчен-лама играет ключевую роль в сложном процессе определения следующей реинкарнации Далай-ламы.
Вскоре после похищения официальный Пекин представил собственного Панчен-ламу по имени Джьялтсен Норбу. Его называли истинной реинкарнацией Амитабхи, в отличие от Гедюн Чоки Ньиме, который, как утверждали китайцы, родился еще до смерти прежнего ламы и, таким образом, не мог быть его воплощением.
Далай-лама, естественно, не признал ставленника Китая своим духовным учителем и призвал всех верующих буддистов молиться за возвращение истинного воплощения будды Амитабхи. Инцидент с Панчен-ламой, который, напомним, играет ключевую роль в поисках реинкарнации Далай-ламы, серьезно осложнил и без того непростые отношения тибетского изгнанника с Китаем.
Однако в деле интеграции тибетского буддизма и государства официально светское правительство КНР пошло еще дальше.
Лама с благословения партии
В начале августа Государственное управление по делам религии КНР опубликовало новое предписание о том, что признание тех или иных лиц ламами, или "живыми буддами", допустимо только с одобрения правительства Китая.Согласно сообщению агенства "Синьхуа", это правило, вступившее в силу первого сентября этого года, является "важной инициативой, направленной на упорядочение института реинкарнации живых будд". Власти также уточнили, что "если появится самопровозглашенный 'живой будда', не получивший одобрения правительства или управления по делам религии, то такая реинкарнация будет незаконной и недействительной".
Особенно КНР не устраивает, если процесс отбора высших духовных лиц будет проходить "под влиянием любой группы или любой персоны, находящейся за границей".
При этом нынешний Далай-лама, который, напомним, давно находится за границей вместе со своей "группой", не раз заявлял о том, что его преемник, избранный традиционным способом, вполне может оказаться иностранцем. Такие прецеденты в истории ламаизма уже были: Далай-лама VI родился на территории нынешнего индийского штата Аруначал Прадеш.
Инициатива китайских властей вызвала негодование тибетцев, как проживающих на родине, так и эмигрировавших в Индию. В октябре 2007 года около 30 человек с лицами, раскрашенными в цвета национального флага Тибета, ворвались в китайское посольство в Индии. Активисты скандировали "Свободу Тибету!" и расписали этим лозунгом стены учреждения. Участники акции рассказали прессе, что таким образом протестуют против введенных Государственным управление по делам религии правил.
Пресловутые правила, по-видимому, стали последней каплей для 72-летнего Далай-ламы. В ноябре он объявил о подготовке референдума о возможном упразднении института перерождающихся лам.
Демократия лучше оракула
Далай-лама XIV бежал из Тибета в 1959 году после нескольких лет сосуществования с оккупационными китайскими властями. С тех пор он живет в индийском городе Дарамсале, где находится также тибетское правительство в изгнании. Китай не признает авторитет Далай-ламы, считая его сепаратистом, призывающим тибетцев к мятежу и борьбе за независимость. В свою очередь лама не раз заявлял, что не стремится к выходу Тибета из состава КНР, так как сосуществование с Китаем приносит его стране много полезного. При этом, однако, он последовательно отстаивает идею автономии Тибета в составе КНР и борется за право тибетского народа на самоопределение.
При ближайшем рассмотрении выясняется, что на это решение религиозного лидера подвигли не только конъюнктурные соображения. По его мнению, институт Далай-лам, которые много веков были как светскими, так и религиозными правителями Тибета, исчерпал себя и больше не приносит пользы стране.
Еще в 1963 году лама представил черновой вариант конституции Тибета, основанной на демократических принципах. Более того, в 2001 году правительство в изгнании демократическим путем избрало своего главу, Калона Трипу. Теперь Трипа выполняет многие из функций, раньше исполнявшихся Далай-ламой.
В то же время Далай-лама не устает подчеркивать, что решать вопрос о сохранении или упразднении традиционного института должны последователи тибетского буддизма в Тибете, Монголии и некоторых других стран. Более того, лама отдает себе отчет в том, что, умри он завтра, институт Далай-лам сохранится, так как именно вокруг этой фигуры объединяется тибетский народ.
Кроме полного упразднения института лам и перехода на принцип выборности властей, Далай-лама предлагает систему поиска преемника, похожую на процедуру выборов Папы Римского. Нового Далай-ламу при этой системе будет выбирать конклав авторитетных монахов. Такие правила не исключают того, что преемник будет назван еще при жизни нынешнего Далай-ламы.
Еще один предлагаемый Далай-ламой способ предусматривает прямое назначение им своего преемника.
В любом случае, серьезные приготовления к референдуму начнутся, лишь когда нынешний буддийский лидер почувствует себя хуже. В своей недавней речи Далай-лама полушутя заявил, что, согласно данным последнего медицинского обследования, он "протянет" еще "пару десятков лет".
На заявление ламы-изгнанника немедленно отреагировал официальный Пекин. Инициатива религиозного лидера вызвала резкое осуждение властей КНР, которые назвали ее "вопиющим нарушением религиозной практики и исторической процедуры".
Итогом жизни Его Святейшества Далай-ламы XIV может стать радикальное реформирование традиционных тибетских религиозных институтов. Эта реформа, возможно, пойдет на пользу Тибету. Однако из-за нее может умереть одна из самых красивых религиозных легенд, повествующая о бесконечном перевоплощении бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары.