Очередной этап российско-британского конфликта завершился победой Кремля. Итогом целого месяца дипломатических баталий стало закрытие региональных отделений Британского совета в России. Хотя глава британского министерства иностранных дел Дэвид Милибэнд пообещал не принимать ответных мер, очевидно, что обе стороны готовы к дальнейшей эскалации конфликта и ищут новые уязвимые точки в позиции противника.
После вручения ноты протеста британскому послу в Москве Энтони Брентону российские власти предприняли и другие полуофициальные меры, ясно дав понять, что добьются выполнения своих требований. Во вторник, 15 января, российские сотрудники филиалов Британского совета в Петербурге и Екатеринбурге были вызваны в местные управления ФСБ, где с ними провели "разъяснительную работу". Сообщалось также о том, что представители неких компетентных органов приходили к сотрудникам домой, посещая, видимо, тех, кому требовались дополнительные разъяснения.
Уже в среду, 17 января, петербургский филиал Британского совета прекратил работу, поскольку, как сказали в британском посольстве, его сотрудники были "заняты в связи с беседами с представителями ФСБ". А накануне вечером глава филиала Стивен Киннок был задержан за нарушение правил дорожного движения, да к тому же в не совсем трезвом виде, что подтвердили оказавшиеся на месте инцидента прохожие. Протокол, однако, как выяснилось, не был составлен, и обладающий дипломатическим иммунитетом нарушитель был отпущен в сопровождении британского консула.
Директор петербургского отделения приходится сыном бывшему лидеру лейбористов Нилу Кинноку, который с 1983 по 1992 годы возглавлял оппозицию консервативному правительству Великобритании, а в настоящее время является председателем Британского совета. Учитывая, что одним из патронов организации состоит королева Елизавета II, понятно, что претензии к совету воспринимаются в Лондоне как удар по национальному самолюбию.
Развязка наступила в четверг, 18 января, когда с утра пришло сообщение о том, что прекратило работу екатеринбургское отделение совета, а со здания британского консульства, где оно располагается, была снята вывеска организации. В середине дня исполнительный директор Британского совета Мартин Дэвидсон объявил о закрытии филиалов в Петербурге и Екатеринбурге, сославшись на давление российских властей.
Суть конфликта, по российской версии, заключается в правовой неурегулированности деятельности Британского совета в России, в частности его права открывать региональные отделения. Статус совета располагается где-то между неправительственной организацией и дипмиссией, что и является причиной недоразумений.
Летом 2007 года Великобритания перевела юридический спор по поводу выдачи Андрея Лугового, подозреваемого Лондоном в убийстве Александра Литвиненко, в дипломатическую плоскость, выслав четырех российских дипломатов, а также свернув переговоры по смягчению визового режима.
Судя по всему, тогда же прекратилось обсуждение статуса Британского совета в России. В декабре 2007 года уже Москва сделала первый шаг к обострению конфликта, приказав закрыть с 1 января 2008 года региональные филиалы организации. Совет заявил об отказе подчиняться этим требованиям, и его отделения возобновили работу после новогодних каникул, что и привело к вышеописанным событиям.
Обе стороны убежденно заявляют о своей правоте. МИД РФ подчеркивает, что деятельность Британского совета нарушает российское и международное законодательство, а внешнеполитическое ведомство Великобритании в ответ утверждает, что совет не нарушает ни того, ни другого. Обвиняя друг друга, Москва и Лондон призывают не политизировать создавшуюся ситуацию, ограничиваясь общими словами. Глава британского министерства иностранных дел Дэвид Милибэнд назвал действия России "не достойными великой страны", а его российский коллега Сергей Лавров назвал политику Лондона в данном вопросе рецидивом колониального мышления.
Официальная часть конфликта была исчерпана заявлением Милибэнда о том, что Великобритания не планирует принимать ответных мер и ограничивать деятельность российских культурных организаций на своей территории. Посол РФ в Лондоне Юрий Федотов осторожно намекнул, что решение проблем Британского совета все-таки возможно, для чего Лондон должен проявить уважение к позиции Москвы и прекратить публичное обсуждение, которые совершенно излишне в сложившихся обстоятельствах.
Из неофициальных источников становится понятно, что конфликтующие стороны готовы к продолжению боевых действий. Анонимный российский дипломат в Москве рассказал, что от британцев ожидают возобновления прерванных контактов с ФСБ и продолжения переговоров по облегчению визового режима. Тогда Британский совет сможет продолжить нормальную работу, но только при дополнительном условии - заключении нового двустороннего соглашения о культурных центрах.
В британской прессе тем временем обсуждаются предположения об ответной реакции Лондона. Среди возможных вариантов - блокировка подписания нового соглашения с Евросоюзом, против которого уже выступают Польша и Литва, а также создание препятствий для вступления России в Организацию экономического сотрудничества и развития и в ВТО. Если подобные шаги и последуют, то это будет другая история, но пока в дипломатической войне наступило затишье.
Тем временем главный офис Британского совета в Москве продолжает свою работу. Ему не стали предъявлять претензий в качестве жеста доброй воли. В совете обещают продолжить деятельность в регионах, но теперь уже дистанционным способом - через Интернет. Персонал екатерибургского филиала в количестве четырех человек трудоустроен в отделе культуры при генконсульстве Великобритании, а около 20 российских сотрудников петербургского отделения пока остаются безработными.