В ночь на 13 февраля в своем доме в пригороде Лондона скончался предприниматель Бадри Патаркацишвили. Причиной смерти, по предварительным данным, стал сердечный приступ. Бизнесмен, который несколько месяцев назад вступил в открытый конфликт с грузинскими властями, последнее время жил в Великобритании. Он планировал продолжить оппозиционную деятельность и вместе со своими сторонниками принять участие в намеченных на весну выборах в грузинский парламент.
Сердце
По информации британской полиции, вечером 12 февраля предприниматель, который жил в городе Лезерхед близ Лондона, почувствовал себя плохо, прибывшие врачи не смогли его спасти. Причина смерти, в качестве которой пока называют сердечный приступ, будет окончательно установлена после вскрытия.
О том, что незадолго до смерти Патаркацишвили пожаловался на боли в сердце, журналистам заявил его друг и деловой партнер Борис Березовский, который встречался с ним 12 февраля. Между тем люди из окружения Патаркацишвили отмечают, что 52-летний бизнесмен не жаловался на здоровье и для своего возраста был здоровым человеком. По словам его личного врача Заура Киркитадзе, бизнесмен никогда не страдал сердечными заболеваниями.
Теперь обстоятельства его смерти изучает британская полиция. В пресс-службе полиции графства Суррей (на территории которого находится Лезерхед) отметили, что считают произошедшее "подозрительным". В то же время правоохранительные органы пояснили, что "подозрительной" для них является любая скоропостижная смерть.
Покушения
Некоторые грузинские оппозиционеры уже выразили сомнение в том, что бизнесмен умер естественной смертью. "Я обвиняю в этом власть", - заявил представитель его партии "Наша Грузия" Гоги Цулая.
Эту версию поддержала и лидер партии "Надежда" Ирина Саришвили, которая, как и Патаркацишвили, участвовала в недавних президентских выборах. "Власти Грузии знали, что он собирался вернуться, активно включиться в политику, - сказала Саришвили. - Он мог бы заговорить, а знал он многое".
По сообщению ряда российских СМИ, Бадри Патаркацишвили входил в группу бизнесменов, тесно связанных с семьей первого президента России Бориса Ельцина. Именно он возглавлял конкурсную комиссию по продаже "Сибнефти", которая досталась Роману Абрамовичу и Борису Абрамовичу.
До этого бизнес Патаркацишвили также был связан с деятельностью Бориса Березовского. На посту первого заместителя гендиректора "ЛогоВАЗа" грузинский бизнесмен сумел добиться передачи контрольного пакета акций компании российскому олигарху. В 1995 году Патаркацишвили перешел на работу в телеканал ОРТ, а после того, как президентом России стал Владимир Путин, возглавил "ТВ-6".
Патаркацишвили уехал в Грузию в 2001 году, когда против него было возбуждено уголовное дело. Он подозревался в организации неудавшегося побега из-под стражи бывшего первого заместителя генерального директора "Аэрофлота" Николая Глушкова. В 2002 году ему было предъявлено обвинение в мошенничестве в особо крупных размерах по делу о хищении машин на "АвтоВАЗе".
По ее словам, бизнесмен, с которым она была хорошо знакома, следил за своим здоровьем. "От него бы не ускользнуло и малейшее заболевание, тем более такое, как болезнь сердца", - отметила лидер партии "Надежда". Развивая тему возможного убийства Патаркацишвили, она даже предположила, что "заказ был выполнен кем-то из его близкого окружения".
Сам Патаркацишвили неоднократно заявлял, что власти Грузии угрожают его жизни. В минувшем году в СМИ попали, по меньшей мере, три эпизода о подготовке покушения на предпринимателя. В марте 2007 года его телеканал "Имеди" обнародовал аудиозапись разговора, в котором, предположительно, участвовали сотрудник МВД Грузии Гия Дгебуадзе и криминальный "авторитет" Паата Мамардашвили. В ходе беседы силовик, в частности, заявил, что от Патаркацишвили, "который в Грузии всем мешает", надо избавиться.
Позднее, в конце сентября, бывший министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили, объявивший о переходе в оппозицию, рассказал, что в 2005 году президент республики Михаил Саакашвили лично поручил ему ликвидировать Бадри Патаркацишвили. Правда, доказательств своих слов он представить не успел. Спустя несколько дней после скандальных разоблачений Окруашвили был арестован, а впоследствии покинул страну.
Наконец, в декабре 2007 года в британские СМИ попала запись разговора между неким сотрудником грузинского МВД (по некоторым данным, упомянутым Гией Дгебуадзе) и чеченским полевым командиром Увайсом Ахмадовым. На пленке, которая была записана в 2006 году, грузинский чиновник заявляет, что Патаркацишвили стал "политической проблемой" и предлагает убить его, например, взорвав его личный самолет.
Кстати, примерно за неделю до смерти предпринимателя его соратник Гоча Джоджуа пообещал обнародовать полную версию записи этого разговора. По его словам, пленка могла бы быть передана телеканалу "Имеди", который, правда, до сих пор не возобновил вещание. "Эти записи еще раз покажут истинное лицо нынешней власти", - заявил Джоджуа.
Заговоры
Истории о готовившихся на Патаркацишвили покушениях, появлявшиеся в СМИ, не получили официального развития. В то же время они стали индикатором того, насколько ухудшились отношения между руководством Грузии и предпринимателем, все чаще обвинявшим власть в давлении на бизнес. Вскоре после мартовского сюжета на "Имеди" (запись разговора Дгебуадзе и Мамардашвили) Патаркацишвили объявил, что решил уйти из активной политической жизни, поскольку "не хочет ни с кем воевать".
После сентябрьских разоблачений Окруашвили, которые транслировал телеканал "Имеди", власти Грузии заявили, что за скандальным возвращением бывшего министра в политику стоит именно Патаркацишвили. Представители правящей партии обвинили предпринимателя и его канал в "подрывной деятельности". Впоследствии Патаркацишвили решил дистанцироваться от телеканала, передав свои акции "Имеди" в управление News corporation.
Российская сторона неоднократно пыталась добиться экстрадиции Патаркацишвили. Однако власти Грузии даже во время конфликта с бизнесменом заявляли, что не отдадут его Москве. В связи со смертью Патаркацишвили уголовные дела, возбужденные в отношении него в России и Грузии, очевидно, будут закрыты. Прокуратуры двух стран заявили, что это может быть сделано после того, как они получат официальное свидетельство о его кончине.
Долгое время в публичном конфликте с предпринимателем власти Грузии ограничивались пропагандистскими атаками. Ситуация изменилась после разгона ноябрьского митинга оппозиции в Тбилиси. 7 ноября Патаркацишвили, состояние которого оценивалось в миллиарды долларов, заявил, что готов отдать все свои средства "на освобождение страны от фашистского режима Саакашвили".
В ответ прокуратура Грузии обвинила его в подготовке государственного переворота. Через месяц уголовное преследование предпринимателя было прекращено, однако уже в начале января, через несколько дней после президентских выборов, на него завели новое дело. Прокуратура обвинила его в подкупе высокопоставленного чиновника МВД Грузии Ираклия Кодуа, которому якобы было поручено устранить министра внутренних дел Вано Мерабишвили.
В качестве доказательства была предъявлена запись разговора между Патаркацишвили и Кодуа. Соратники бизнесмена назвали эту запись фальшивкой, а сам он впоследствии заявил, что сотрудника МВД к нему подослали власти, чтобы организовать провокацию. "Я подозревал, что его слова [Кодуа, по словам Патаркацишвили, предложил продать ему информацию о готовящихся фальсификациях выборов] на один процент могут быть правдой, поэтому согласился на встречу", - рассказывал бизнесмен. "Я готов был заплатить столько, сколько он запросил, чтобы предотвратить кровопролитие в стране", - добавил Патаркацишвили.
"Какая разница, пуля или клевета…"
Соболезнования в связи со смертью Патаркацишвили уже выразили многие грузинские политики. Оппозиционеры сходятся в том, что версия о сердечном приступе не снимает вины с представителей власти. "Все мы люди, все мы переживаем, когда нас оговаривают, делают из нас заговорщиков, - сказал один из лидеров "Объединенной оппозиции" Георгий Хаиндрава. - Конечно, это отразилось на Бадри Патаркацишвили, и сердце его не выдержало". "Какая разница, пулей убивают или клеветой", - говорит соратник предпринимателя, депутат Гоча Джоджуа.
Комментарии грузинских политиков и общественных деятелей в связи со смертью Бадри Патаркацишвили.
"Его уход из жизни - это большая потеря для страны. Я знаю, что Бадри хотел сделать много хорошего для Грузии" (бывший президент Грузии Эдуард Шеварднадзе).
"Могу сказать одно - Грузия потеряла большого патриота" (лидер оппозиционной партии "Новые правые" Давид Гамкрелидзе).
"Бадри Патаркацишвили был человеком с величайшим чувством достоинства. Я горжусь каждой минутой, проработанной с ним" (лидер "Христианско-демократического движения", бывший сотрудник "Имеди" Георгий Таргамадзе).
"От лица Грузинской церкви, и от себя лично хочу выразить глубокое сожаление в связи со смертью Бадри Патаркацишвили. Он был большим человеком и его имя останется в нашей истории" (Католикос-Патриарх Всея Грузии Илия Второй).
Власти действительно приложили большие усилия для того, чтобы испортить жизнь бизнесмену, который оказался недоступен для грузинской прокуратуры. При этом если раньше критики Патаркацишвили (главным образом, представители правящего парламентского большинства) еще руководствовались какими-то правилами приличия, то ближе к выборам потеряли всякий стыд. Предпринимателя называли "демоном", "чумой" и "олицетворением зла". Представители власти постоянно подчеркивали, что его деньги, в которых они видели угрозу новой "революции роз", являются "грязными и кровавыми".
Авторы подобных заявлений предпочитали забыть о том, что Патаркацишвили, вернувшийся в Грузию в начале 2000-х годов, потратил миллионы долларов на социальные проекты, политическими дивидендами от которых пользовались те, кто и сейчас находится у власти. "Саакашвили тогда бегал с ножницами и открывал объекты - музеи, памятники архитектуры - которые были отремонтированы на деньги Патаркацишвили", - вспоминает Георгий Хаиндрава.
Можно вспомнить и том, как бизнесмен лично оплатил долги Тбилиси за газ. В случае победы на выборах он обещал из собственных средств выделить на социальные проекты миллиард долларов: в частности, частично компенсировать всем жителям Грузии расходы на газ и свет, а также ввести дополнительное пособие для всех безработных.
Однако власти, ранее с удовольствием пользовавшиеся деньгами Патаркацишвили, теперь ополчились против бизнесмена и его капитала. "А ведь в первое время после "революции роз" правительство фактически получало финансирование из кармана Патаркацишвили, - отмечал грузинский политолог Рамаз Климиашвили. - Впрочем, таков стиль нынешнего руководства: оно доит богатых людей, а затем их предает".
Наблюдатели отмечали, что предприниматель не хотел заниматься политикой, но грузинские власти все-таки втянули его в противостояние. В итоге Патаркацишвили не стал лидером оппозиции, однако принял на себя значительную часть удара, который власти направили на своих противников перед президентскими выборами.
Несмотря на поражение на этих выборах, бизнесмен, оказавшийся в роли "борца с режимом", не стал отказываться от борьбы. Вместе со своими сторонниками он планировал принять участие в парламентских выборах, намеченных на весну 2008 года. Параллельно он вел переговоры о продаже News Corporation оставшихся у него акций "Имеди". Эта сделка, как ожидалось, должна была вывести канал из-под удара властей, чтобы он наконец смог возобновить работу.
"Патаркацишвили настроен по-боевому, - рассказывал журналистам его соратник Гоча Джоджуа, который встретился с предпринимателем в Лондоне в начале февраля. - И не намерен сдаваться". Он и не сдался…