У бывшего совладельца "ЮКОСа" Леонида Невзлина появился назначенный судом адвокат. Он будет защищать интересы предпринимателя в ходе процесса, на котором будут рассматриваться доказательства о причастности Невзлина к серии убийств. Защитник уже ознакомился с материалами дела, чего не удалось сделать официальным адвокатам Невзлина за три с половиной года следствия.
По сведениям газеты "Коммерсант", представлять проживающего в Израиле бизнесмена на заочно процессе будет сотрудник адвокатской конторы номер 39 "Академическая" Александр Лобов. Защитник отказался комментировать подробности дела, отметив только, что на контакт с Леонидом Невзлиным он не выходил и не видит в этом необходимости.
Информация в возбуждении против Невзлина дела о его причастности к убийствам появилась в июле 2004 года, когда Басманный суд выдал санкцию на его арест. Следствие обвиняло предпринимателя в том, что он является заказчиком покушений на убийство лиц, представляющих угрозу интересам компании "ЮКОС" и ее руководства.
Первоначально речь шла об убийстве супругов Гориных в 2002 году и о покушении на начальника управления общественных связей столичной мэрии Ольгу Костину. Именно тогда правоохранительные органы заявили, что располагают доказательствами того, что сотрудник службы безопасности "ЮКОСа" Алексей Пичугин, организуя эти преступления, действовал по указанию Невзлина. Пичугин был приговорен 30 марта 2005 года к 20 годам лишения свободы. Он не признал своей вины и заявил, что все доказательства были фальсифицированы.
Тела супругов Гориных так и не были найдены, но в их гараже были обнаружены следы крови. В ходе следствия стало известно, что Сергей Горин был посредником в организации ряда убийств и пропал, когда начал сотрудничать с прокуратурой. Костина ранее работала в "ЮКОСе". В ноябре 1998 года у дверей квартиры ее родителей было взорвано самодельное взрывное устройство. В ходе расследования этого инцидента следствие вышло на группу лиц, которые дали показания о причастности Пичугина к попытке убийства Костиной и другим преступлениям.
Тогда же в деле появились эпизоды о покушениях на управляющего компанией East Petroleum Евгения Рыбина, во время одного их которых были ранены два охранника и погиб водитель бизнесмена Николай Федотов. Рыбин утверждал, что конфликт с "ЮКОСом" возник в 1997 году. По его словам, East Petroleum заключил контракт на поставки нефти с "Томскнефтью", однако после покупки предприятия "ЮКОСом" поставки были прекращены. Невзлин обвинял Рыбина в шантаже. По словам бывшего совладельца "ЮКОса", именно с помощью Рыбина были фальсифицированы материалы по делу Пичугина.
Еще одной жертвой Невзлина и Пичугина, по мнению следствия, стал управляющий делами ЗАО "Роспром" Виктор Колесов, на которого также было совершено покушение.
В июле 2005 года вскоре после вынесения первого приговора Пичугину ему и Невзлину предъявили новые обвинения в совершении еще двух убийств. По данным прокуратуры, по указанию Невзлина Пичугин организовал убийство мэра Нефтеюганска Владимира Петухова. Он был убит в июне 1998 года, а его охранник получил тяжелые ранения. Следствие считает, что поводом для устранения Петухова стали его требования возбудить дело в связи налоговыми нарушениями, допущенными финансовыми структурами "ЮКОСа".
Второй эпизод касается убийства в январе 1998 года директора ТОО "ТФ "Феникс" Валентины Корнеевой. Он была застрелена из пистолета с глушителем в подъезде своего дома в Москве. Следствие утверждает, что предприниматель отказался продавать структурам "МЕНАТЕПа" принадлежащее ей помещение на улице Покровка.
В феврале 2008 года Генпрокуратура завершила расследование в отношении Невзлина, и его дело направлено в Мосгорсуд для рассмотрения по существу. Предъявленные предпринимателю обвинения почти полностью совпадают с обвинениями Пичугину, который в августе 2007 года был приговорен к пожизненному заключению по итогам рассмотрения своего второго дела. Выступая с заключительным словом после вынесения приговора Пичугину, прокурор Камиль Кашаев отметил, что это дело является началом процесса над Невзлиным.
По мнению Генпрокуратуры, Невзлин давал непосредственные указания Пичугину о том, кого надо устранить, выступая, таким образом, в роли заказчика преступлений. В общей сложности материалы уголовного дела бывшего совладельца "ЮКОСа" составляют 84 тома. По словам Кашаева, на Невзлина дали показания "некоторые свидетели". Одним из них, как выяснилось, является бывший начальник инвестиционного управления банка "МЕНАТЕП" Алексей Голубович. По его словам, "Пичугина и Невзлина связывали неформальные взаимоотношения". Кроме того, Голубович заявил, что Невзлин обещал решить "проблему Рыбина", а после покушения на него сказал, что это было связано с его финансовыми затруднениями, не имевшими отношения к конфликту с "ЮКОСом".
Ранее сообщалось о возбуждении против Невзлина еще нескольких уголовных дел. В январе 2004 года стало известно, что его обвиняют в уклонении от уплаты налогов в размере 26,7 миллиона рублей в 1999-2000 годах. Предприниматель заявил, что в эти годы он дважды проходил налоговые проверки и в обычном порядке, и как член Совета Федерации. По его словам, у него есть документы с результатами этих проверок, подтверждающие, что к нему не было никаких претензий.
Кроме того, Невзлина обвиняют в присвоении акций "Томскнефти" и Ачинского НПЗ, которые принадлежали "Восточной нефтяной компании". Сумму ущерба от этих действий Генпрокуратура оценила в 39 миллионов долларов. По этому же делу проходит бывший глава юридического управления "ЮКОСа" Василий Алексанян.
В декабре 2006 года Генпрокуратура сообщила, что Невзлин может быть заказчиком убийства бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко, в связи с чем следственные группы, занимающиеся делами предпринимателя и бывшего чекиста договорились координировать свою работу.
Невзлин ранее подчеркивал, что Генпрокуратура нарушила своими действиями его конституционные права, поскольку адвокатам Генри Резнику и Дмитрию Харитонову не предоставили возможности заявить ходатайства о прекращении уголовного дела, о вызове свидетелей и экспертов. Он отметил, что, по его мнению, Пичугина приговорили к пожизненному заключению "только за то, что он отказался признать свою вину и свидетельствовать против руководства 'ЮКОСа'".
Адвокаты пытаются обжаловать действия следователей, отказывающихся ознакомить их с материалами дела, с октября 2004 года. Однако сначала Басманный суд, а потом и Мосгорсуд сочли действия следствия законными.
Впрочем в сентябре 2005 года Басманный суд пересмотрел свою точку зрения по этому вопросу, обязав Генпрокуратуру предоставить Невзлину и его адвокатам возможность ознакомиться с результатами расследования дела. Однако Генпрокуратура оспорила это решение в Мосгорсуде, который опять занял ее сторону.
По словам адвоката Харитонова, защиту приглашали для ознакомления с делом в конце декабря 2007 года, но не известили об окончании следствия. Адвокат тогда был занят в другом процессе и попросил дать отсрочку до 14 января. С тех пор, утверждает Харитонов, его больше никуда не вызывали, хотя он направлял жалобы в Генпрокуратуру, Следственный комитет и Басманный суд Москвы, на которые так и не получил ответа.
Суд над Невзлиным будет проходить заочно, поскольку еще летом 2003 года он уехал в Израиль, где получил гражданство. В 2004 году Генпрокуратура объявила Невзлина в федеральный и международный розыск и неоднократно направляла требования о его выдаче, но каждый раз получала отказ.
По словам адвокатов Невзлина, за неуплату налогов Израиль не выдаст своего гражданина, так как для экстрадиции требуются более серьезные обвинения, например в убийстве, терроризме или связях с оргпреступностью. 10 марта 2008 года должно состояться заседание Верховного суда Израиля, на котором будут в очередной раз рассмотрены основания для выдачи Невзлина российским властям или в отказе на запрос об экстрадиции.
Предприниматель ранее заявил о намерении предпринять встречные судебные шаги. В частности, он собирается подать в международные суды иски к российским властям и потребовать возмещения ущерба за уничтожение своего бизнеса, имея в виду финансовую группу "МЕНАТЕП" и нефтяную компанию "ЮКОС".