Нелетные дни

American Airlines отменила тысячи рейсов

Когда 26 марта American Airlines, крупнейшая авиакомпания США по объему пассажирских перевозок, отменила несколько сотен своих рейсов, никто не знал, что за ними последует хаос в американских аэропортах. Он разразился только через пару недель, когда American Airlines отменила в общей сложности тысячи рейсов.

В середине весны разнообразные беды начали преследовать компании, связанные с авиационными перевозками. Сначала британский аэропорт Хитроу провалил открытие своего пятого терминала, из-за чего были отменены десятки рейсов, а пассажиры потеряли тысячи чемоданов. Потом один за одним стали банкротиться американские авиакомпании-дискаунтеры, которые не смогли выдержать конкуренции в условиях резкого повышения цен на нефть и, следовательно, авиакеросин.

В апреле с проблемами совсем другого характера столкнулась American Airlines. В течение нескольких дней авиакомпания вынуждена была отменить около трех тысяч рейсов, что, естественно, создало панику в крупнейших аэропортах США, а самому перевозчику может обойтись в десятки миллионов долларов убытков и репутационные потери. Ситуация в аэропортах стала настолько непредсказуемой, что американские СМИ даже стали выпускать специальные памятки с объяснениями, что надо делать, если человек стал клиентом American Airlines.

Ситуация осложняется тем, что ряд рейсов по внутренним маршрутам American Airlines выполняет с пересадками. Из-за отмены полетов получилось, что многие пассажиры прилетели в место стыковки, откуда добраться до конечного пункта назначения уже не могли. Вряд ли кто-то из них снова захочет покупать билеты American Airlines.

Виновник

Скандал с американской авиакомпанией начался с того, что Федеральное управление гражданской авиации (FAA) потребовало от перевозчика проверить все свои самолеты McDonnell Douglas MD-80 на правильность крепления электропроводки и, в случае необходимости, привести ее в соответствие с действующим в США регламентом.

На первый взгляд кажется, что расположение электропроводки – мелочь, не заслуживающая пристального внимания. Однако в данном случае это не совсем так – часть кабелей располагается у топливных баков, поэтому возникновение искры должно быть абсолютно исключено.

Пока неизвестно, ожидали ли чиновники FAA, что их намерение приведет к отмене тысяч рейсов. Судя по информации в американских СМИ, в федеральном управлении ситуацию комментируют довольно скупо. В самой American Airlines воздерживаются от публичной критики чиновников, но на условиях анонимности признаются, что отмены большинства рейсов можно было бы избежать, если бы FAA не поставила компании жесткие условия.

Исполнительный директор и глава совета директоров American Airlines Джерард Эрпи (Gerard Arpey) взял часть ответственности за отмену рейсов на себя. По его словам, именно он руководит компанией, поэтому и отвечать должен он. Однако основная причина кроется, конечно, не в Эрпи, а в самолетах MD-80 и его модификациях: MD-81, MD-82, MD-83, MD-87 и MD-88.

Этот лайнер начал поставляться на мировые рынки в далеком 1980 году, а последний был построен в 1999-м. За двадцать лет были сделаны почти 1200 лайнеров, часть из которых уже списана, а часть – продолжает летать. Эти самолеты способны поднимать в воздух 172 пассажира и летать на расстояние от 2,9 до 4,6 тысячи километров. Крейсерская скорость MD-80 составляет 811 километров в час.

Не только American

Самолеты MD-80 используются не только American Airlines. Только в США FAA попросила проверить лайнеры MD-80, которые летают под брендами Southwest Airlines, United Airlines, Delta Air Lines, Alaska Airlines и Midwest Airlines. Часть из этих компаний также вынуждена была отменить часть рейсов.

В Европе все еще можно встретить MD-80, но реже и реже. В числе первых заказчиков на эти самолеты были, в частности, итальянская Alitalia и скандинавская SAS, а потом MD-80 были закуплены многими европейскими авиакомпаниями. В 1990-е они стали постепенно заменяться самолетами A320 производства Airbus.

В 2004 году министерство транспорта Германии предложило России закупить у авиакомпаний Germania и Scandinavian Airlines 200 подержанных MD-80 и Fokker-100, которыми европейцы предложили заменить Ту-134 и Ту-154. Дальнейшего развития эта история не получила: Россия стала активно развивать свой ближнемагистральный самолет Sukhoi Superjet, а эксплуатацию лайнеров производства "Туполева" продлила до 2010-х годов.

Крупные российские авиакомпании MD-80 не используют, предпочитая более новые Airbus и Boeing, а также оставшиеся в эксплуатации отечественные лайнеры. Тем не менее, в московских аэропортах MD-80 еще можно увидеть. Дело в том, что ряд европейских авиакомпаний, в том числе и одна из крупнейших – SAS - выполняет свои рейсы в Москву именно на этом американском лайнере.

Не исключено, что американские авиакомпании после того, как American Airlines восстановит полеты в нормальном режиме, начнут постепенно избавляться от "проблемного" самолета MD-80. В условиях, когда его эксплуатация сулит не только финансовые, но и репутационные потери, это было бы очень логично.

Экономика00:03Сегодня

Взаимная вражда

США и Китай едва не обрушили мировую экономику. Кто остался в выигрыше?
Экономика00:0410 августа

Спасение утопающего

Эта компания построила «Титаник». Теперь она идет ко дну, как и ее знаменитый корабль