Военнослужащие, вернувшиеся из Ирака и Афганистана, подали иск против правительственной организации, которая должна оказывать помощь бывшим участникам боевых действий. Департамент по делам ветеранов (Department of Veteran Affairs) обвиняют в том, что его сотрудники не справляются с возложенными на них задачами.
В иске приводится статистика, согласно которой только за 2006 год зафиксировано 99 самоубийств среди бывших военных. Однако многочисленные исследования показывают, что число покончивших с собой ветеранов гораздо больше. Журналисты CBS News провели расследование, в ходе которого выяснилось, что только в 2005 году более 6000 ветеранов свели счеты с жизнью. Похожие данные имеются в распоряжении и самих сотрудников департамента: представительница учреждения Керри Чайлдресс (Kerri J. Childress) заявила, что в среднем каждый день совершают самоубийства 18 человек из числа американских ветеранов, причем 20 процентов этих людей находятся под опекой департамента.
Кто они
Согласно отчету департамента за 2007 год, 23,8 миллиона человек (это почти 8 процентов населения США) являются ветеранами различных войн. Каждый третий – ветеран Вьетнамской войны. Это самая большая группа бывших участников боевых действий. Большинство ветеранов уже немолоды: средний возраст дожившего до наших дней участника Второй мировой войны – 84 года, участника Корейской войны – 76 лет, участника войны во Вьетнаме – 60 лет. Но конец прошлого и начало нынешнего века вносят коррективы в средний показатель: большинству ветеранов войны в Персидском заливе нет и сорока, а из Афганистана и Ирака возвращаются молодые люди 20-29 лет.
Женщины составляют 12 процентов от общего числа ветеранов. Но пожилые люди и женщины совершают самоубийства реже. В группу риска попадают молодые мужчины, которые не желают обращаться за психологической помощью. Многие из них возвращаются из зоны боевых действий с нервными расстройствами. Считается, что вернувшийся с войны американец возвращается к нормальной жизни через три-четыре месяца, однако в блогах многих ветеранов войн в Ираке и Афганистане и через полгода встречаются записи о ночных кошмарах и жалобы на непонимание со стороны близких.
В июне 2004 года покончил с собой 23-летний студент Джеффри Льюси (Jeffrey Lucey) из Массачусетса. Историю юноши, который записался в морскую пехоту в 18 лет, потому что хотел заработать денег на образование, перепечатали многие газеты. На следующий день после 22-го дня рождения Льюси началась операция американских войск в Ираке. После возвращения молодого человека домой медики установили, что он страдает от депрессии, а позже Льюси пристрастился к алкоголю, что тоже нередко случается с ветеранами. В предсмертной записке он попросил родителей не винить себя в случившемся, поскольку он благодарен им за счастливое детство, однако не может справиться с болью и ощущает, что потерял на войне часть себя, которую не сможет вернуть.
27-летний Дуглас Барбер (Douglas Barber) из Алабамы, также воевавший в Ираке, в январе 2006 года вызвал полицию и встретил прибывший наряд с оружием в руках. Он хотел спровоцировать их открыть огонь, однако в последний момент передумал и застрелился сам на глазах у полицейских. Позже выяснилось, что он обращался к сотрудникам департамента за помощью, и ему были рекомендованы консультации со специалистом один раз в три месяца и курс медицинских препаратов.
Ни Джеффри Льюси, ни Дуглас Барбер не попали в списки самоубийц, решение которых расстаться с жизнью официально связали с опытом, полученным в зоне боевых действий. Однако многие случаи самоубийств ветеранов использовались в качестве аргументов против политики Джорджа Буша, продолжавшего боевые действия в Ираке. С 2006 года в СМИ часто стали появляться сообщения о так называемой "эпидемии самоубийств". Некоторым из вернувшихся из Ирака сложно найти работу, у многих помимо психологических проблем остаются физические травмы и последствия ранений. Не менее половины ветеранов считают, что у них испортились отношения с близкими людьми и прежними друзьями.
Кто с ними
Нельзя сказать, что Департамент по делам ветеранов бездействует. Осуществляются программы образования и трудоустройства, ветеранам предоставляются особые условия медицинского страхования, для них действует 153 медицинских центра в разных штатах. Бывшие участники боевых действий могут рассчитывать на помощь юристов за счет департамента.
Да и психологической помощи воевавшим в Ираке и Афганистане уделяется много внимания: каждый из них может попасть на прием к специалисту (хотя в некоторых случаях приходится несколько недель дожидаться своей очереди), для них действуют телефонные "горячие линии" психологического консультирования. Одна из них предназначена именно для предотвращения суицидов, и каждому из сотрудников службы ежедневно удается отговорить от самоубийства несколько человек. Многие из них звонят снова. И никто не может гарантировать, что "спасенный" не предпримет однажды новой попытки, о которой уже не будет сообщать по "горячей линии".
В помощи нуждаются не только сами ветераны, но и члены их семей. Бывшие участники боевых действий, их супруги и несовершеннолетние дети, а также вдовы и сироты тех, кто погиб в ходе различных вооруженных конфликтов с участием США, составляют одну пятую от всего населения США.
Подача иска против департамента не является попыткой отсудить какую-то денежную сумму у правительства. Ветераны хотят добиться обеспечения своевременного реагирования на их просьбы и жалобы, а также лучше организованной системы медицинской помощи. Потому что промедления и сбои в деятельности департамента каждый месяц обходятся США в тысячу жизней ветеранов.