Новости партнеров

Пираты Аденского залива

У берегов Сомали участились случаи нападения на торговые суда

Эпоха знаменитых пиратов Эдварда Тича, Генри Моргана, Уильяма Кидда и других почтенных людей осталась в прошлом. Нет того размаха. Однако современные последователи легендарных флибустьеров постоянно напоминают о себе. Особенно громко о них заговорили в апреле 2008 года, когда у побережья Сомали в Аденском заливе в течение нескольких недель пираты захватили три судна: французскую круизную яхту "Ле Понан", испанский рыболовецкий траулер "Плайя де Бакио" и дубайское судно "Аль-Каледж" ("Al-Khaleej).

Дело приобрело международный размах. 22 апреля стало известно, что Франция и США собираются внести на рассмотрение в ООН совместную резолюцию по борьбе с пиратством. Она предусматривает усиление военно-морских патрулей в зонах повышенного риска нападений пиратов и признания на международном уровне права преследовать пиратские суда, когда, совершив нападение, они пытаются укрыться в территориальных водах. После захвата пиратами траулера "Плайя де Бакио" резолюцию также поддержала Испания.

"Ле Понан"

Хроника последних недель выглядит действительно неутешительно. Все началось с того, что 4 апреля пираты захватили яхту "Ле Понан" и 32 человека команды, потребовав крупный выкуп. К счастью, капитан яхты Патрик Маршессо (Patrick Marchesseau), еще до того как пираты поднялись на борт, успел сообщить о произошедшем на патрулирующий Аденский залив французский военный корабль "Вар" (Var).

Находившийся на борту "Вара" командующий французскими силами в Индийском океане адмирал Жерар Вален (Gerard Valin) немедленно уведомил командование морскими силами контртеррористической операции Enduring Freedom, так называемое Task Force 150. После этого с палубы канадского фрегата "Шарлотттаун" ("Charlottetown") поднялся вертолет, который обнаружил "Ле Понан". После этого яхту уже не теряли из виду.

Вступив в переговоры с пиратами о выкупе, Франция начала готовить масштабную операцию по силовому освобождению заложников. Французские военные корабли получили разрешение от правительства Сомали зайти в территориальные воды. Сомалийский президент Абдуллаи Юсуф Ахмед (Abdullahi Yusuf Ahmed) даже был этому рад, выразив надежду, что французы наконец-то усмирят пиратов, на что у самого сомалийского правительства не хватает сил.

На место, помимо корабля "Вар", прибыли также фрегат "Коммандант Буан" ("Commandant Bouan") и вертолетоносец "Жанна Д'Арк" ("Jeanne d'Arc"). Однако операцию по освобождению невозможно было начать, поскольку ни на одном из кораблей не было команд спецназа. В результате спецназовцы ВМС, а также бойцы элитного антитеррористического подразделения французской жандармерии, прибывшие ранее на базу в Джибути, десантировались в море с воздуха, где их потом подобрали военные корабли.

Таким образом, к началу операции на борту военных кораблей, находящихся рядом с "Ле Понан", отогнанной пиратами к сомалийскому берегу, оказалось в общей сложности около 60 бойцов спецподразделений. После того как 11 апреля пиратам выплатили 2 миллиона долларов, экипаж был освобожден, а сами пираты покинули яхту. Они попытались скрыться на джипе, однако с французских кораблей были подняты вертолеты со спецназовцами, начавшими преследование.

Двигатель автомобиля был прострелен из винтовки Макмиллан калибра 12,7 миллиметров, после чего шестерых пиратов, увозивших часть выкупа, задержали. Их отправили во Францию, где они предстанут перед судом. Всем шестерым грозит пожизненное заключение. Казалось бы, такая спецоперация с привлечением нескольких военных кораблей и спецназа должна была хотя бы на время утихомирить пиратов. Оказалось, что нет.

"Плайя де Бакио"

В воскресенье 20 апреля пираты захватили испанский рыболовецкий траулер "Плайя де Бакио", который занимался ловлей тунца в Индийском океане. В заложниках оказались 26 человек экипажа: 13 испанцев и 13 африканцев. Сообщалось, что при захвате пираты использовали гранатометы. По некоторым данным, один из членов экипажа был ранен, по другим, никто не пострадал. Куда было отогнано судно, пока остается неизвестным.

По сотовому телефону одного из моряков пираты связались с судовладельцем и на ломаном английском пояснили, что морякам ничего не грозит, дело идет только о деньгах. Власти Испании начали переговоры с захватчиками. С испанской стороны их ведет посол в Кении Николас Мартин Синто (Nicolаs Martin Cinto). Одновременно к берегам Сомали направился испанский фрегат "Мендес Нуньес" ("Mendez Nunez"). Франция уже заявила, что предоставляет в распоряжение испанских военных свою базу в Джибути.

О том, какой путь выберет Испания, остается только гадать. В любом случае, главное, по словам представителей испанских властей, - сохранить жизнь заложникам, поэтому весьма вероятно, что пиратам будет уплачен выкуп. Хотя силовой вариант тоже не исключен, по крайней мере, если к операции по освобождению будут привлечены власти Сомали. Пираты являются для них настоящей головной болью, и по возможности сомалийские власти стараются с ними не церемониться.

"Аль-Каледж"

Особенно явно это проявилось при освобождении дубайского судна "Аль-Каледж", которое было захвачено в понедельник, 21 апреля. Пираты настолько обнаглели, что отогнали судно и поставили его на рейд около гавани города Боссасо (Bossaso), который является столицей правительства полуавтономного сомалийского региона Пунтленд. Армия предприняла штурм судна. Все заложники были освобождены, пираты арестованы. В перестрелке пострадали три человека.

Однако на всех пиратов, разбойничающих в Аденском заливе, сил сомалийской армии явно не хватает. В понедельник же, 21 апреля, пираты на быстроходном катере попытались захватить японский танкер "Такаяма", следовавший из Южной Кореи в Саудовскую Аравию. Нападавшие обстреляли судно из гранатометов. По другим данным, по танкеру была выпущена ракета. "Такаяма" получил пробоину, из него начало выливаться горючее.

Танкер спас находившийся в 90 километрах от места событий немецкий фрегат "Эмден", патрулирующий воды Аденского залива в рамках антитеррористической операции Enduring Freedom. Получив сигнал бедствия с "Такаямы", "Эмден" немедленно направился к месту происшествия, одновременно выслав вперед палубный вертолет. Одного появления вертолета и фрегата было достаточно, чтобы пираты обратились в бегство.

Примечательно, что всего за несколько часов до инцидента с "Такаямой" "Эмден" уже столкнулся с подозрительным судном. Фрегат обнаружил около берегов Йемена парусник, палуба которого была укрыта брезентом. На борту находились люди, вооруженные стрелковым оружием и гранатометами. "Эмден" намеревался проверить судно, однако немецким морякам было отказано в досмотре, и фрегат уплыл, поскольку мандат, выданный немецким ВМС, разрешает морякам подниматься на борт других судов только в том случае, если с них поступил сигнал бедствия.

Сомалийский берег

Разумеется, подобные случаи не единичны и стали заметны во многом за счет пристального внимания прессы. Нападения сомалийских пиратов на суда происходят все чаще. За 2007 год их число возросло на 50 процентов - всего было захвачено около 30 судов. И дело здесь не только в неумении экипажей противодействовать пиратам и в безнаказанности последних. При ближайшем рассмотрении вопрос представляется куда более сложным и затрагивает в первую очередь само государство Сомали.

Как отметил в интервью Der Spiegel эксперт по пиратам Клаус Гимпендаль (Klaus Hympendahl), на данный момент как такового государства в Сомали практически не существует. В стране уже несколько лет идет война между правительственными войсками, поддерживаемыми армией Эфиопии, и исламскими боевиками из Союза исламских судов. Реальная власть принадлежит не правительству, а главам многочисленных кланов и племен.

Не имея фактической возможности извлечь выгоду из участия в функционировании государственных институтов, они занимаются самоуправством, а в условиях непрекращающейся войны и развала хозяйства единственной возможностью обогащения остаются грабежи, и в особенности пиратство. В ряде случаев племенные кланы фактически превратились в мафиозные структуры. У многих из них есть свои осведомители в судовладельческих компаниях, которые сообщают, какие ценные грузы перевозит то или иное судно, вплоть до номеров контейнеров.

С другой стороны, пиратством занимаются обнищавшие рыбаки и жители прибрежных деревень. По словам Клауса Гимпендаля, в стране уже сложилась настоящая традиция пиратства. В Сомали навыки морского разбоя передаются из поколения в поколение. Нападения на суда не всегда осуществляют натренированные бандиты. К примеру, пираты, захватившие "Ле Понан", еще не до конца порвали с мирным крестьянским бытом и привели на борт двух коз, чтобы можно было попить молока.

Оплотом сомалийский пиратов всех мастей, новой пиратской республикой Либерталия, существовавшей в XVII века на Мадагаскаре, стал полуавтономный регион Пунтленд, расположенный на самой оконечности Африканского рога. В древности на территории Пунтленда существовало царство Пунт. Находившийся в самом средоточии морских и сухопутных торговых путей, Пунт поставлял в Египет и на Ближний Восток рабов, благовония, ладан, золото, мирру, слоновую кость и другие товары, прибывавшие на побережье из континентальной Африки.

В наше время Пунтленд не утратил своего значения, но стал перевалочным пунктом для нелегальных иммигрантов, стремящихся на заработки в нефтяные королевства Ближнего Востока, наркотиков и оружия. Власти Путленда делают, кажется, все что в их силах в борьбе с преступностью: в частности, несколько недель назад они провели изменение уголовного законодательства, введя за пиратство смертную казнь. Но пиратов и это не останавливает.

Как и с чем плавать?

Очевидно, что для победы над пиратством необходимо серьезное укрепление государственных институтов в самом Сомали, однако пока этого не предвидится. В этой связи приобретают первичное значения меры, которые могут предпринять судовладельцы для охраны судов, экипажей и пассажиров. Но и здесь не все так просто. Кажущееся очевидном решение вооружить команду огнестрельным оружием, чтобы в случае необходимости отбить нападение пиратов, на самом деле весьма проблематично.

Прежде всего, находящееся на борту огнестрельное оружие необходимо декларировать, всякий раз входя в территориальные воды того или иного государства. В случае, если таможня обнаружит незадекларированные "стволы", судно может быть конфисковано. Есть и другая сложность. По словам Клауса Гимпендаля, который в своей книге подробно рассмотрел 46 пиратских нападений, только в двух случаях применение оружия смогло отпугнуть пиратов. Обычно же сопротивление лишь обостряет ситуацию, и в дальнейшем с заложниками могут обращаться грубо.

Поэтому Международное морское бюро в Сингапуре настоятельно рекомендует капитанам и членам экипажа при нападении пиратов сохранять спокойствие. Судовладельцы устраивают для капитанов судов и членов команды специальный инструктаж. Параллельно разрабатываются средства так называемой "пассивной защиты." В основном это водяные пушки, а также специальные звуковые пушки, известные под наименованием LRAD (Long Range Acoustic Device). Они издают пронзительный звук, вызывающий боль в ушах.

Круизные туристические компании, такие как Mediterranean Shipping Cruises, Carnival, Royal Carribean или Celebrity, используют свои методы защиты, которые естественно строго засекречены. Нередко на борту лайнера вместе с пассажирами могут находиться несколько десятков специально обученных и вооруженных агентов безопасности, зачастую из бывших военных моряков. Отмечается также, что современные лайнеры плавают со скоростью в 20 узлов, что делает практически невозможным их захват пиратами. И тем не менее, как показывают последние инциденты, быть до конца спокойным нельзя. Пираты тем и отличаются, что им терять нечего.

Мир00:02 2 августа

Черная заря

Самая страшная война современности продолжается до сих пор. О ней все забыли
Мир00:0312 сентября

Красный дед

Зачем Ким Ир Сена забрали в Советский Союз, а потом вернули обратно