Приключения Электроника

"Железный человек" пробился в пантеон супергероев

На экраны российских кинотеатров 1 мая выходит картина "Железный человек" Джона Фавро, в основу которой легла переработанная сценаристами история промышленника Тони Старка, персонажа комиксов издательства Marvel. Свой первый блин в полнометражном кино Marvel выпекла настолько хорошо, что, судя по всему, уже не отдаст героев своих комиксов для экранизации никому другому.

"Железного человека" (в английском название более благозвучно - "Iron Man") планировала снять еще в 1990 году студия Universal, несколько лет спустя за проект взялись 20th Century Fox и New Line Cinema, а в 2006 году права на экранизацию собственного комикса, которому исполнилось уже 45 лет, выкупила Marvel Studios. В итоге "Железный человек" стал первым фильмом Marvel, создание которого студия целиком профинансировала самостоятельно. Paramount в данном случае выступила лишь дистрибьютором ленты.

"Железный человек" - это Тони Старк (в исполнении Роберта Дауни-младшего), миллиардер, плейбой и изобретатель, сделавший состояние на создании и торговле оружием. В Афганистане, куда Старк отправляется на демонстрацию нового ракетного комплекса "Иерихон", выпущенного его компанией, он попадает в плен к банде наемников. Они приказывают ему создать аналогичный "Иерихону" комплекс, а Старк, используя предоставленную технику, умудряется сконструировать защитный костюм и сбежать. Изобретатель, который отныне видит мир по-новому, возвращается в США, чтобы усовершенствовать доспехи и превратиться в супергероя.

Тони Старк не обладает никакими выдающимися физическими данными, все его суперспособности появились исключительно благодаря его костюму, созданному главным персонажем в пещерных условиях (в буквальном смысле). В отличие от остальных героев Marvel, способности Старка не проявились после укуса паука, мутации, облучения и так далее. Единственное, что отличает Железного человека от обычных людей - его броня и ядерный реактор в груди. Несмотря на столь навороченные дивайсы, у режиссера Джона Фавро и сценаристов картины получилось создать чуть ли не самого реалистичного киноперсонажа из мира комиксов. При этом "шлифовкой" Старка создатели картины заниматься не стали, оставив Железному человеку все слабости плейбоя (в комиксах Marvel Старк вообще со временем становится алкоголиком и умирает).

После просветления Старк не бросается словно параноик в своей приталенной броне крушить мелких воришек в подворотнях, как и не стремится спасти мир. Если Железный человек вдруг вдарил по плохим парням из ракетницы, то лишь потому, что они используют оружие его производства не на благо Пентагона. А если уж Старк найдет того, кто продал плохишам его оружие, то тут уж точно никому не поздоровится. Возможно, в сиквеле у "Железного человека" проснутся амбиции, в первом же фильме он сводит счеты со своими личными врагами и своим прошлым.

Подлинность персонажа Роберта Дауни-младшего создатели подчеркивают еще и тем, что этот порочный делец и плейбой отныне вынужден жить под постоянной угрозой смерти, которая грозит ему из-за застрявших в организме осколков бомбы собственного производства. Поэтому обещание "нового" Старка не производить больше оружия кажется довольно реалистичным.

Впрочем, мораль истории такова, что ВПК родной страны и патриотизм - дело для любого супергероя первоочередное (картину одобрили американские вояки и даже предоставили услуги консультантов и площадки для съемок). Интересно будет проследить за тем, вспомнят ли создатели фильма обещания Старка в последующих частях картины.

Образ Железного человека - безусловный успех Роберта Дауни-младшего, который на удивление хорошо вписался в актерский ансамбль картины. В фильме Фавро Дауни-младший, который, без преувеличения, является одним из самых интересных актеров в Голливуде, выходит на новый уровень своей карьеры, зарекомендовав себя настоящей звездой блокбастеров ближайших лет. Вряд ли кто-то представлял сыгравшего Чаплина и Моцарта актера в качестве супергероя, однако Дауни-младший доказал, что ему подвластно сделать Героя из любой своей роли. Возможно, на руку актеру сыграл и его жизненный опыт: он долгое время увлекался наркотиками и смог перебороть свою зависимость. Кроме того, Дауни-младший оказался фанатом комикса, появившегося за несколько лет до его дня рождения.

Остальные актерские работы в картине проходными и рядовыми также не назовешь. Обадайя Стейн, алчный делец в исполнении харизматичного актера Джеффа Бриджеса, эволюционирует на протяжении фильма, постепенно вырываясь со второго плана на первый и в последней части фильма становясь просто-таки демонической фигурой. Бриджесу удалось настолько неожиданно подать своего героя, что даже не верится в то, что Большой Лебовски докатился до такой жизни. В "Железном человеке" Бриджес сделал Обадайю Стейна по-настоящему страшным, пострашнее любого злодея из прочих кинокомиксов. Возможно, это удалось ему потому, что Обадайя Стейн, как и Тони Старк, всего лишь обычный человек, а все его злодейства произрастают из обычной жажды наживы.

Гвинет Пэлтроу играет роль секретарши Старка - Пеппер Потс - просто замечательно. Прагматик и сама невинность в одном лице. Отношения у нее со Старком самые платонические, деловые и, одновременно, семейные, очень интимные. Актер Терренс Ховард в роли вояки Джеймса Родеса, посредника между Пентагоном и компанией Старка, смотрится на своем месте, хотя его персонаж, пожалуй, является наименее проработанным из всех.

Режиссер Джон Фавро, более известен в США в качестве актера (кстати, у Фавро в "Железном человеке" есть свое камео - в фильме он появляется в роли водителя Старка). Самой заметной его режиссерской работой до "Железного человека" была лента "Затура: Космическое приключение", которая была скорее "космическим" клоном фантастического фильма "Джуманджи". Возможно, это произошло из-за того, что за основу двух фильмов были взяты книги писателя Криса Ван Альсбурга.

"Железный человек" выводит Фавро в число ведущих режиссеров Голливуда. В результате блестящего кастинга и отличного сценария у него получилось создать стильное, захватывающее произведение, которое смотрится на одном дыхании. Местами жутковатая (этот эффект возникает благодаря присутствию в кадре персонажа Джеффа Бриджеса) лента получилась сбалансированной. Спецэффекты, без которых подобные картины обойтись попросту не могут, сделаны настолько тонко, что не отвлекают зрителя от просмотра, добавляя при этом фильму зрелищности и достоверности.

С комедийной составляющей в картине также все в порядке. Даже очевидно потеряв при переводе часть своей прелести, ненатужный юмор и шутки прекрасно разряжают атмосферу. В "Железном человеке" есть и элемент пародии на другие фильмы. Некоторые кадры напрямую повторяют сцены из таких лент, как "Робокоп" и "Ракетчик" ("The Rocketeer", 1990), а реплика Пеппер Потс, которая заказывает себе коктейль, - прямая отсылка к "бондианам".

Стоит отметить еще одну безусловную новацию Marvel - появление персонажей из одного фильма в другом проекте, как это планируется сделать в экранизации комикса "The Incredible Hulk" ("Невероятный Халк"), которая появится в кинотеатрах летом 2008 года. В ленте, посвященной истории доктора Брюс Бэннера (Эдвард Нортон), который в разъяренном состоянии превращается в зеленое чудище, Тони Старк (а с ним и Роберт Дауни-младший) появится в одном из эпизодов. Таким образом, Marvel, похоже, удастся перенести прием, многократно использованный в комиксах студии, на кинопленку, сделав первый шаг к воплощению того, что называют "вселенной Marvel", и в кинематографе.

"Железный человек", конечно же, не является никаким "киношедевром", оставаясь при этом невероятно зрелищным и интересным фильмом. Даже те, кто о Marvel и Тони Старке впервые услышат лишь в кинотеатре, скорее всего, посмотрят ленту с удовольствием. В 2008 году конкуренцию творению Marvel и Джона Фавро по зрелищности и масштабу смогут составить разве что новый "Индиана Джонс" Стивена Спилберга и "Темный рыцарь" Кристофера Нолана.