В понедельник, 19 мая, президиум фракции "Единая Россия" защитил российские СМИ от поправки Роберта Шлегеля к закону РФ "О средствах массовой информации". Молодой депутат предложил расширить действующий закон запретом на распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. Таким образом, "Россвязьохранкультуры" получало бы право самостоятельно определять, имело ли место намеренное распространения ложной информации или нет, а затем, выдав три предупреждения, обращаться в суд с требованием о закрытии СМИ.
Решение отказать в поддержке Роберту Шлегелю далось партии нелегко: сначала партийный клуб "4 ноября", считающийся оплотом либерализма в "Единой России", постановил не поддерживать эту инициативу, затем все три клуба партии снова подняли этот вопрос на общем заседании, но не смогли прийти ни к какому решению и вынесли его на президиум своей думской фракции.
Президиум же заседал за закрытыми дверями не менее часа, а затем к журналистам вышел председатель высшего совета ЕР Борис Грызлов и огласил единственно возможное решение: партия не будет поддерживать поправку Шлегеля.
Видимо, руководство партии, от которой все ждут обновления, особенно после окончательного прихода в нее нового лидера, и которую и без того часто упрекают за излишнюю однообразную красивость, не решилось продемонстрировать непростительную глухоту к голосу возмущенных граждан. Ведь даже Общественная палата выразила свой протест в такой форме, что не заметить его было невозможно. В резолюции, которую подготовила рабочая группа Общественной палаты, анализировавшая поправку Шлегеля, говорилось, что этот законопроект "представляет собой попытку неоправданного ограничения конституционного права граждан на свободу массовой информации и свободу выражения мнений". Помимо палаты, резко негативное отношение к законопроекту высказывали также представители общероссийской организации работников СМИ "Медиасоюз", да и в рядах самих единороссов, как мы видим, образовался непривычный и настораживающий плюрализм.
Депутат-единоросс, заместитель председателя комитета Госдумы по информполитике Борис Резник мало того что один из всех проголосовал против этого законопроекта во время первого чтения 25 апреля, так еще и позволил себе прокомментировать его. "Из-за этого закона мы получим полную цензуру в СМИ. У нас самый лучший закон о СМИ в Европе, но СМИ сами провоцируют общество, порождая в передачах и материалах заказуху, чернуху, промискуитет, бездумность и безнравственность", - заявил он.
Тогда, в апреле, Резник был одинок, а 19 мая вдруг оказалось, что его позицию разделяют не только вся фракция и ее лидеры, но даже и на самом верху, выше некуда. "Я знаю и мнение президента Дмитрия Медведева. Он также считает, что в таком виде поправки сейчас преждевременны", - сказал журналистам Грызлов.
Казалось бы, все хорошо, что хорошо кончается. Все мы должны поблагодарить молодого законотворца Роберта Шлегеля со столь удачным дебютом, позволившим всем политическим и общественным силам страны объединиться и защитить отечественные СМИ от нападок на регламентирующий их деятельность закон. Некоторые таинственные источники "Независимой газеты" рассказали даже, что план якобы был более сложным. По их информации, Дума должна была принять эту поправку вопреки гласу общественности, для того чтобы затем новый президент мог наложить на него вето, продемонстрировав "всю глубину своей демократичности". Однако, по данным тех же туманных источников, от этого плана пришлось отказаться из-за скандала вокруг публикации о семейной жизни Владимира Путина. Поскольку на его фоне ветирование законопроекта, накладывающего дополнительную ответственность на СМИ за клевету и сплетни, могло выглядеть как первый случай "внутритандемных" противоречий.
И все же радоваться защитникам закона оказалось рано. В том же выступлении для прессы Грызлов заявил, что, отказавшись от поправок Шлегеля, фракция решила пересмотреть закон о СМИ целиком. "Моя позиция такова, что необходимо более глубоко подойти к реформированию закона о СМИ, - сказал он. - Закону уже много лет, сейчас он явно не соответствует тому состоянию, в котором находится наша страна". Ситуация эта, по мнению спикера Думы, далека от идеальной, по крайней мере, насколько это касается свободы прессы. "Зачастую газеты, публикуя такого рода материалы, приписывают, что это размещено на условиях рекламы, либо что сведения, которые публикуются, не разделяются редакцией газеты. Но это, скажем так, полупрозрачная ширма, за которой видны тени хозяев газеты", - пояснил он. "Надо серьезно поработать над законом о СМИ для того, чтобы программы можно было смотреть с удовольствием, чтобы они воспитывали высокие чувства у наших граждан, пропагандировали оптимизм", - пояснил Грызлов цели партии в работе над будущим законом. Спикер заявил, что фракция создает специальную рабочую группу, которая к ноябрю текущего года должна подготовить новую редакцию закона о СМИ. Возглавить ее должен первый вице-спикер Олег Морозов.
Несмотря на то, что фракция отклонила поправку Шлегеля, сам депутат считает, что, как Кутузов при Бородино, одержал победу. "Они поняли, что проблема намного серьезнее, чем одна моя поправка. Я воспринял это как очень большую свою победу. Я даже в самых смелых своих предположениях не мог подумать, что одна моя поправка станет причиной комплексной работы со СМИ. Закон будет реформирован, потому что он очень сильно устарел. И все свои изменения я смогу внести в рамках комплексной работы с этим документом", - сказал Шлегель и уже предложил добавить к своей поправке еще одно емкое уточнение: "материалы, нарушающие неприкосновенность частной жизни".
Депутат Госдумы первых четырех созывов Владимир Рыжков узнал в поправке Шлегеля знакомую ему тактику единороссов, которую они использовали при принятии поправок и в закон о партиях, и в закон о некоммерческих организациях. По его словам, сначала кто-то выступает с личной весьма жесткой инициативой, после чего "Единая Россия" обещает ее смягчить, а в итоге "все равно появляется драконовский закон".
Автор действующего закона о СМИ, бывший министр информации, секретарь Союза журналистов России Михаил Федотов сказал: "Я бы внес в закон о СМИ только одну поправку, запрещающую внесение в него каких-либо поправок до тех пор, пока не будут приняты все законы, вытекающие из его требований. То есть пока не будет принят закон о телевидении и радиовещании, закон об общественном телевидении, закон о распространении СМИ в Интернете, о демонополизации СМИ, об обеспечении транспарентности в деятельности СМИ и так далее". Фракции "Единой России" он посоветовал "не чесать там, где не чешется" - в законе о СМИ, по его мнению, "чесать нечего", потому что "это база, фундамент всего законодательства в данной сфере. Строительство дома не сводится к постоянной переделке фундамента. Мы же не меняем Конституцию, а конкретизируем ее федеральными законами. С законом о СМИ нужно поступать так же".