В четверг МИД РФ призвал к скорейшему сворачиванию работы Международного трибунала ООН по бывшей Югославии (МТБЮ). Призыв этот связан с недавним решением трибунала полностью оправдать боснийского военного преступника Насера Орича. Ранее Оричу присудили всего два года тюрьмы, а теперь и вовсе сочли его кристально чистым.
Как отмечается в официальном комментарии российского МИДа, новый вердикт служит очередным свидетельством предвзятости МТБЮ и "подмены правосудия выполнением политического заказа". Не согласиться с этим трудно, если только не испытывать патологической неприязни к сербам. Вершители гаагского правосудия ее, очевидно, испытывают, то ли по зову сердца, то ли по долгу службы. Отличная тому иллюстрация - история Насера Орича.
Мусульманин-босняк Орич служил в югославском полицейском спецназе, ему довелось даже поработать в личной охране Слободана Милошевича, а в самом начале 90-х его командировали в полицию Боснии. После распада Югославии Орич возглавил силы "территориальной обороны" мусульман-босняков - сначала в родном селе Поточары, а затем во всем районе города Сребреница. С 1992 года подчиненные Орича уничтожали расположенные вокруг Сребреницы села и хутора сербов, убивали и пытали мирных жителей. Общее число их жертв, по разным сведениям, достигло от одной до трех и более тысяч человек.
В 1995 году Сребреницу после продолжительной осады отвоевали у боевиков Орича войска боснийских сербов под командованием генерала Ратко Младича. Сербы развернули против босняков ответный террор, который на Западе впоследствии назвали крупнейшим военным преступлением со времен Второй мировой войны.

Насер Орич. Фото времен конфликта в Боснии из архива AFP
Lenta.ru
Согласно западной версии, жертвами сербского террора стали 8 тысяч невооруженных мусульманских мужчин и мальчиков. По версии сербов, они проверили мужчин и юношей на предмет причастности к военным преступлениям и казнили виновных. Женщины и дети были депортированы. Созданный еще в 1993 году МТБЮ вместе с западной прессой сделали Сребреницу символом жестокости балканских войн, но речь шла только о жертвах среди босняков. Об убитых и замученных подручными Орича сербах, в том числе стариках, женщинах и детях, на Западе особо не сокрушались.
Показательна судьба руководителей обеих сторон сребреницкого противостояния. Генерал Младич, наряду с бывшим президентом боснийских сербов Радованом Караджичем, оказался в числе наиболее разыскиваемых Гаагским трибуналом обвиняемых, а Орич долгое время спокойно жил в родной Боснии: после завершения войны он открыл в городе Тузла собственный фитнесс-клуб.
Мирная жизнь продлилась до 2003 года, когда МТБЮ все же выписал ордер и боснийского "героя" арестовали. Оказалось, что он не только мог знать о преступлениях своих подчиненных, но к некоторым противоправным действиям мог быть причастен лично. Процесс длился до июля 2006 года. Предположения о личной причастности к преступлениям были отброшены, но за проступки подчиненных трибунал назначил Оричу наказание - два года тюрьмы. Отсидеть он успел больше, так что сразу вышел на свободу и вернулся домой.
Президент Сербии Борис Тадич, прозападный политик, тогда не сдержался и назвал приговор МТБЮ скандальным. Он напомнил, что столько дают не за военные преступления, а за магазинные кражи. Показательно, что ранее одного из сербских участников событий в Сребренице, генерала Радислава Крстича приговорили к 46 годам тюрьмы. Разница подходов бросается в глаза, но не всем.
Фактического оправдания, которым стал приговор 2006 года, Гааге показалось мало. Прокурор МТБЮ Серж Браммерц, преемник непреклонной гонительницы сербов Карлы дель Понте, обжаловал приговор, и 3 июля Апелляционная палата трибунала признала Орича совершенно невиновным. Оказалось, что о действиях подчиненных он не знал, а если и знал, то не мог их контролировать.
Сам оправданный рассказал после этого, что о годах, "несправедливо" проведенных в тюрьме, не сожалеет, а в своем окончательном оправдании никогда и не сомневался: "Такова моя судьба". Тех своих подчиненных, кто пытал и убивал, он преступниками не считает - они просто действовали по обстоятельствам, а обстоятельства из-за сербов были прямо-таки безысходными.
Те, кто считает Орича героем, свое видение ситуации составили уже давно. Они предполагали, что Гаага взялась за их любимца даже не из-за каких-то подозрений в его адрес, а просто испугавшись обвинений в предвзятости. Таких обвинений избежать трудно, если учесть, что большинство осужденных МТБЮ лиц - не хорваты, не босняки, не косовские албанцы, а именно сербы. Доля сербов, а также черногорцев, в общем числе осужденных достигает трех четвертей. Россия уже не раз критиковала деятельность МТБЮ, а теперь посоветовала не затягивать с ее сворачиванием. По имеющимся сейчас планам, трибунал должен завершить все судебные процессы к 2009 году, а рассмотрение апелляций - к 2010.