Только важное и интересное — в нашем Twitter
Новости партнеров

Фарнборейские итоги

Завершился международный авиасалон Фарнборо-2008

Завершившийся 20 июля международный авиасалон Фарнборо-2008 принес сразу две благих вести. Во-первых, российская компания "Гражданские самолеты Сухого" фактически получила международное признание, заключив контракты на поставку Sukhoi Superjet-100 иностранным компаниям. Во-вторых, несмотря на дороговизну авиационного топлива, говорить о стагнации в отрасли авиаперевозок пока рано. Тем не менее, раскол в авиационной отрасли уже наметился.

Не ждали

Авиасалон Фарнборо начал проводиться в британском графстве Хэмпшир с 1948 года и планировался как ежегодное мероприятие. С 1961 года выставку стали устраивать раз в два года. В первых салонах принимали участие немногим более 200 компаний. Авиасалон 2008 года, похоже, стал самым масштабным в истории выставки - в его работе приняли участие 1,5 тысячи компаний из 39 стран мира. Россию на Фарнборо-2008 представляли 60 авиационных фирм.

От нынешнего авиасалона изначально не ожидали серьезных прорывов, ведь в 2008 году был нанесен серьезный удар по всей мировой авиационной отрасли. Глобальная финансовая нестабильность и рост цен на авиационное топливо сделали сильных авиаперевозчиков слабее, а слабые и вовсе ушли со сцены. С начала года по всему миру разорились 25 авиакомпаний и только одна сумела через две недели после банкротства возобновить полеты.

Остальные компании начали искать различные способы выживания: от рекламы на посадочных талонах и пластиковых стаканчиках до отмены некоторых рейсов и даже отсрочки введения новых маршрутов. Так, United Airlines на полгода перенесла начало нового маршрута без промежуточных посадок Вашингтон-Москва. Немногим ранее авиакомпания получила разрешение на годичную отсрочку ввода регулярных рейсов между Сан-Франциско и китайским Гуанчжоу.

Но, несмотря на негативную ситуацию на рынке авиаперевозок, Фарнборо-2008 показал, что авиаперевозчики все еще заинтересованы в приобретении новых самолетов. Окончательные итоги авиасалона еще не подведены, однако уже можно говорить, что совокупная сумма сделок, заключенных на выставке, достигла 70 миллиардов долларов. Для сравнения, в 2006 году совокупная стоимость заключенных сделок едва превысила 40 миллиардов долларов.

Тем не менее, в авиационной отрасли, похоже, начал намечаться раскол - сегодня масштабное обновление парка могут позволить себе только богатые нефтью страны. На Фарнборо львиную долю самолетов купили ближневосточные компании. При этом больше всех отличилась Etihad Airways из Абу-Даби, заказавшая сто лайнеров Airbus и Boeing. Ей, по-видимому, не дает покоя авиаперевозчик Emirates из Дубая, который за последние несколько лет превратился в одну из крупнейших авиакомпаний мира.

Похоже, что в обозримом будущем арабские авиакомпании начнут играть если не главную, то одну из первых ролей на мировом рынке авиаперевозок. По некоторым прогнозам, к 2015 году объединенный парк самолетов трех крупных ближневосточных компаний Etihad, Emirates и Qatar Airways удвоится и достигнет 900 лайнеров.

Хотя Фарнборо-2008 и поставил финансовый рекорд по сравнению с предыдущими годами, но он все же не смог конкурировать с другими авиасалонами. Рекорд французского салона Ле Бурже 2007-го года побит не был - в прошлом году общая стоимость заключенных на этой выставке контрактов превысила 100 миллиардов долларов. Смогут ли французы повторить рекорд в этом году, будет ясно 31 октября, когда завершится Ле Бурже-2008. К слову, на французской выставке, как ожидается, широкой публике может быть "вживую" представлен российский самолет Sukhoi Superjet-100.

Америка-Европа

Как и на предыдущих салонах Фарнборо, лидерами продаж самолетов стали американская авиастроительная компания Boeing и европейский концерн Airbus. В общей сложности на Фарнборо было продано более 500 различных самолетов, из которых 444 производят эти два авиастроительных гиганта. Всего Airbus и Boeing заработали на двоих чуть более 61 миллиарда долларов. Отметим, что 200 "Боингов" и "Аэробусов" полетят на Ближний Восток.

По итогам работы авиасалона концерн Airbus продал 247 лайнеров, стоимость которых по каталогу составляет около 40,5 миллиардов долларов. На деле она может оказаться меньше - авиастроители, как правило, предоставляют крупным покупателям скидки. Одним из таких покупателей стал дубайский лизинговый оператор DAE Capital, который приобрел 30 "Аэробусов" A350-900 и 70 самолетов A320 на общую сумму в 12,6 миллиарда долларов.

Отметим, что география заказчиков концерна Airbus довольно широка. В этом году самолетами авиастроительной компании решили обзавестись перевозчики из Туниса, Саудовской Аравии, Южной Кореи, Италии, Катара, США и стран Латинской Америки. В качестве заказчиков отметились и россияне - "Аэрофлот" заключил с Airbus контракт на поставку пяти А321 с двигателями СFM-56. Лайнеры пополнят парк "Аэрофлота" в конце 2013 года.

Не отстать от своего европейского конкурента попыталась и американская компания Boeing, которая также пополнила свой портфель заказов крупными контрактами. Так, крупнейшая в Китае авиакомпания Air China купила 15 модифицированных лайнеров Boeing B-777-300 с увеличенной дальностью полета и 30 самолетов Boeing B-737-800. Общая сумма сделки составила 6,3 миллиарда долларов.

Еще одним покупателем продукции Boeing стал малайзийский авиаперевозчик Malaysia Airlines, который заказал 35 самолетов Boeing B-737-800 на общую сумму 2,6 миллиарда долларов. Кроме того, о планах по покупке "Боингов" объявили нигерийская Arik Air, лизинговая компания из США Aviation Capital Group и эмиратская бюджетная авиакомпания FlyDubai.

А еще Boeing подписал соглашение с итальянской компанией AgustaWestland. По условиям договора, на территории Италии будет организовано совместное предприятие по производству военно-транспортных вертолетов CH-47F Chinook. До конца года вооруженные силы Италии готовы приобрести от 16 до 20 новых "Чинуков", общая стоимость которых составит около полутора миллиардов долларов.

Любопытно, что крупнейшая в мире авиационная лизинговая компания International Lease Finance сделок на Фарнборо-2008 заключать не стала. Между тем 25 июня 2008 года компания объявила о намерении приобрести 300 самолетов Boeing и Airbus - по 150 лайнеров каждой компании. Фарнборо-2008 был отличной возможностью как сделать заказ, так и отрекламироваться. В каталожных ценах стоимость заказа могла бы превысить 22 миллиарда долларов. Причины, по которым International Lease Finance отказалась от сделки, не называются.

Из России с любовью

На авиасалоне Фарнборо-2008 были представлены такие российские компании как Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), "Гражданские самолеты Сухого", МиГ, промышленная группа "Оборонпром" и некоторые другие. Они тоже сумели отличиться. Так, ОАК продала 31 самолет Ту-204 СМ-100 за 1,5 миллиарда долларов и договорилась с европейским концерном EADS о переоборудовании пассажирских лайнеров A320 и A321 в грузовые самолеты.

Кроме того, ОАК объявила о намерении создать совместное предприятие с Китаем. Оно будет заниматься разработкой и производством самолета МС-21, который должен придти на смену устаревшим Ту-154 и аналогичным. Всего ОАК планирует выпустить 1,5 тысячи таких машин и ожидает, что около 500 самолетов приобретут российские компании.

Соглашение о создании совместного производства подписали также российская госкорпорация "Ростехнологии" и американская компания Boeing. Совместное предприятие будет создано на базе "ВСМПО-Ависма", которое в числе других 470 госпредприятий было передано "Ростехнологиям". Российская госкорпорация и Boeing будут совместно производить титановые изделия для самолетов.

По словам генерального директора госкорпорации Сергея Чемезова, сборка готовых титановых изделий будет очень выгодной для России, поскольку их стоимость на международных рынках довольно высока. Кроме того, шасси и ряд деталей самолета Boeing B-777 производятся из российского титана, а "лайнер мечты" B-787, по словам Чемезова, и вовсе изготавливается из титана чуть ли не целиком. "Кроме того, вся стружка будет оставаться у нас, и идти на переработку. Раньше она оказывалась в Японии и в других странах", - добавил хозяйственный Чемезов.

Не обошлось на Фарнборо и без курьезов. В первые два дня работы авиасалона на стенде производителя авиадвигателей ОАО "Климов" периодически выступали две танцовщицы, одетые в легкие платья. Эта форма рекламы "Климовым" используется уже не первый год. Для автомобильных салонов она вообще является стандартной. Однако организаторам Фарнборо-2008 такая реклама пришлась не по душе, и они запретили использовать на стенде предприятия профессиональных танцовщиц.

По словам руководства Фарнборо, девушки мешали работе специалистов на соседних стендах, поскольку отвлекали их внимание и создавали заторы в проходах.

Международное признание

Международный авиасалон Фарнборо-2008 стал индикатором интереса зарубежных компаний к полностью новому российскому самолету Sukhoi Superjet-100 (SSJ-100), разработанному после распада Советского Союза. Если раньше иностранные компании с опаской относились к гражданскому лайнеру, то теперь, похоже, волна недоверия пошла на спад. Как итог, "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) подписали соглашение о поставке своих самолетов в Европу.

Прорыв за рубеж был совершен 16 июля, когда ГСС заключила контракт со швейцарской лизинговой компанией Ama Asset Management Adviser. По условиям договора, российская сторона до конца 2011 года должна будет поставить швейцарцам пять SSJ-100 в 95-местной конфигурации.

Имя второго, самого крупного европейского заказчика, пока остается неизвестным. ГСС его не называет, ссылаясь на договоренность с покупателем. Сообщалось только, что это довольно известная европейская компания. Она заказала у ГСС 20 лайнеров SSJ-100, а общая сумма заказа составила 600 миллионов долларов. Начало поставок по этому договору назначено на 2010 год.

Еще 24 SSJ-100 купила российская компания "Авиализинг", которая также оставила опцион на покупку еще 16 машин.

"Гражданские самолеты Сухого" приехала в Фарнборо, имея в своем портфеле твердых заказов на 73 лайнера. По окончании авиасалона копилка авиастроительной компании выросла до 122 проданных самолетов.

Все может поменяться

Успешное завершение Фарнборо-2008, однако, еще не означает, что производители самолетов получат деньги, предусмотренные заключенными контрактами. Не исключено, что авиакомпании откажутся от части своих заявок, а причиной этому станут высокие цены на авиационное топливо, которое сейчас продается в среднем по цене в 1200 долларов за тонну.

По прогнозу Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), потери мировой авиационной отрасли в 2008 году составят около шести миллиардов долларов. При этом лизинговая компания International Lease Finance ожидает, что портфели заказов крупнейших производителей самолетов - Airbus и Boeing - сократятся, по меньшей мере, на треть.

Однако с этой точкой зрения не согласны сами производители. По их мнению, в условиях дорогого топлива авиаперевозчикам становится выгоднее обновлять парки своих самолетов. Дело в том, что новые модели лайнеров позволяют экономить до 12 процентов топлива по сравнению со своими предшественниками, что в условиях дорогого керосина является очень важным. Таким образом, дорогой керосин, по мнению Airbus и Boeing, не только не приведет к уменьшению числа заказов, но и позволит значительно их приумножить.

Экономика00:0414 октября

Переиграли

Российская экономика слишком медленно растет, но скоро это изменится