24 июля появилась информация о том, что Роман Абрамович, покинувший пост губернатора Чукотки 3 июля, готов баллотироваться в депутаты местной думы и стать ее спикером. Сам предприниматель пока не подтвердил эти сообщения. Довыборы в законодательное собрание региона пройдут 12 октября.
Решение Романа Абрамовича баллотироваться в Чукотскую думу стало неожиданным. Впрочем, эта информация пока не подтверждена. Сообщения о согласии олигарха поступают только из самого региона, который не хочет расставаться со своим благодетелем. Обычно не разговорчивый Абрамович, прозванный журналистами "великим немым", пока не произнес ни слова об этом. Да и сами довыборы в местный парламент еще не скоро - 12 октября. Так что все может измениться. Возможно, предприниматель не хочет так вот сразу отказываться и огорчать людей, с которыми работал много лет и которые могли принять за согласие как раз его обычное молчание.
Если с вопросом, зачем Абрамович Чукотке, все ясно, то вот с противоположным - ясности нет до сих пор. Версий можно высказать несколько. Первая, как обычно, налоговая. Тайна над источниками финансирования восстановления Чукотки при новом губернаторе приоткрылась давно. Еще в 2004 году аудитор Счетной палаты Сергей Рябухин, занимавшийся проверкой региона, заявил, что в округе структуры "Сибнефти", которая тогда принадлежала предпринимателю, получают налоговые льготы в обмен на инвестиции в край. По словам аудитора, на эти средства и велось жилищное строительство, финансировались образование и здравоохранение.
Тогда Рябухин не преминул заметить, что эти инвестиции, по сути, производились за счет средств, которые должны были поступать в бюджеты других регионов, где в действительности работали фирмы Абрамовича. То есть это финансирование, в конечном итоге, было скрытой формой государственного субсидирования, ведь налоги-то все равно причитались государству. Так что расхожая мудрость, согласно которой для решения российских проблем надо в каждый регион посадить по олигарху, видимо, не верна: за счет кого тогда перераспределять-то? Впрочем, быть может, дело обстояло несколько иначе, поскольку глава Счетной палаты Сергей Степашин и без того публично выказывал нерасположение к олигарху, сомневаясь в целесообразности покупки западных футбольных клубов для развития российской экономики.
Вторая версия, объясняющая интерес Абрамовича к Чукотке, состоит в несметных природных ресурсах, в том числе нефти на шельфе, которыми вроде бы обладает этот регион. Однако пока ничего конкретного не известно ни о запасах, ни о планах по их разработке. Хотя были сообщения о вложении связанной с Абрамовичем компании в добычу золота и других металлов, но слышно об этом мало. А сам Абрамович продает российские активы. Наконец, третье предположение состоит в том, что олигарху нужен хоть какой-то официальный пост для обеспечения юридического иммунитета. Так, на всякий случай. И хотя понятно, что сам по себе никакой иммунитет никого в России не спасет, все-таки его наличие обеспечивает владельцу некий психологический комфорт. Однако во всех трех случаях Абрамовичу, видимо, лучше было просто не уходить с губернаторского поста.
Конечно, должность у предпринимателя, если он все-таки станет чукотским депутатом, не будет особенно престижной. В местной думе всего двенадцать человек и председательствовать на их собрании, наверное, не самое увлекательное занятие. А ведь согласно непонятно кем распускавшимся слухам, Абрамович и был тем загадочным персонажем, мнение которого перевесило чашу весов в пользу Дмитрия Медведева в качестве преемника Владимира Путина на президентском посту.
Здраво рассуждая, если губернаторская должность оказалась Абрамовичу не нужна, то и позиция спикера в местной думе тоже ему ни к чему и нынешние сообщения имеют какой-то скрытый смысл. Возможно, предприниматель до осени посмотрит, что будет делать на губернаторском посту его преемник Роман Копин, инаугурация которого состоялась 24 июля, и примет окончательное решение.