Руководитель ливийского офиса Lukoil Overseas, "дочки" российской нефтяной компании "Лукойл", вернулся в Москву, проведя восемь месяцев под арестом в Ливии. Освобожденный из-под стражи в Триполи 30 июля Александр Цыганков прилетел в Россию на самолете премьер-министра Ливии Багдади аль-Махмуди, который прибыл в Россию с официальным визитом. Отпустить домой Цыганкова велел ливийский лидер Муаммар Каддафи.
Цыганков был задержан в ноябре 2007 года и помещен в ливийскую тюрьму. Никакого официального обвинения ему предъявлено не было, хотя российские СМИ сообщали, что Цыганков был задержан ливийскими властями по подозрению в промышленном шпионаже. Источник "Интерфакса" в правительстве заявил, что решение об освобождении сотрудника российской нефтяной компании власти Ливии приняли в "русле позитивного развития отношений между двумя странами".
О задержании Цыганкова стало известно в начале декабря 2007 года. Имущество ливийского офиса Lukoil Overseas также было арестовано. Сначала сообщалось, что задержаны и другие сотрудники компании, однако эта информация не подтвердилась.
Неприятности Цыганкова начались за две недели до подведения итогов тендера на геологоразведку и добычу углеводородов на 12 нефтегазовых участках в Ливии, в котором "Лукойл" планировал принять участие. Власти африканской страны, занимающей первое место по разведанным запасам газа в Африке, полагали, что при подготовке к тендеру произошла утечка конфиденциальной информации, содержащаяся в заявках претендентов. В российском МИДе неофициально заявляли, что главными подозреваемыми по делу выступа сотрудники ливийской национальной нефтегазовой компании. Предполагалось, что Цыганков проходит по делу в качестве свидетеля.
Тендер по газовым участкам в Ливии, назначенный на 9 декабря, стал первым для республики конкурсом на распределение недр. Всего на участие в тендере подали заявки 35 компаний. Из россиян властями Ливии были допущены "Газпром", "Новатэк" и "Лукойл". Позже последние две компании вышли из участия в тендере, а "Газпром" выиграл один нефтяной участок, став одним из четырех победителей тендера.
Слова благодарности
31 июля "Лукойл" в официальном пресс-релизе поблагодарил руководителей Российской Федерации, сотрудников МИД и посольства России в Ливии за их усилия по освобождению Александра Цыганкова. Благодарить есть за что: власти действительно старались освободить россиянина.Почти сразу выяснением причины задержания Цыганкова занялся МИД России, уверяя, что инцидент будет улажен в кратчайшие сроки. Глава МИД России Сергей Лавров в декабре 2007 года заявил: "Налицо вопрос, который связан с недоразумением. И нас заверили, что он будет решен в самые ближайшие дни". Тем не менее, обещания ливийской стороной выполнены не были, и уже в январе Лавров был вынужден направить министру иностранных дел Ливии письмо с просьбой освободить из-под стражи сотрудника "Лукойла".
Вопрос об освобождении россиянина неоднократно поднимался в ходе контактов российского премьера Владимира Путина с лидером Ливии Муамаром Каддафи. В апреле 2008 года в ходе визита Путина, еще занимавшего пост президента, в Ливию, ожидалось, что главы двух государств решат судьбу Цыганкова, но президент "Лукойла" Вагит Алекперов заявил, что инцидент по-прежнему не исчерпан.
В свою очередь, Владимир Путин благодарил за освобождение Цыганкова уже персонально Каддафи, пообещав предоставить необходимые разъяснения по делу, если они понадобятся ливийской стороне. На это премьер-министр Ливии, с которым встречался российский премьер, отметил, что для него стало неожиданностью решение Каддафи освободить Цыганкова. По словам дипломатичного ливийца, Кадаффи пошел на этот шаг, несмотря на то, что Цыганков замешан "в ряде не вполне законных действий". "Мы все уже находились в аэропорту, на борту самолета, и вдруг нам привезли российского гражданина", - рассказал Махмуди, которому Каддафи предписал передать Цыганкова главе российского правительства.
Хорошие отношения
Комментируя освобождение Цыганкова, Путин подчеркнул, что "эта деталь показывает качество двусторонних отношений" с Ливией. Отношения у российского премьера с Каддафи действительно сложились неплохие.В апреле 2008 года Путин посетил Ливию, куда вместе с ним приехали представители крупных отечественных российских компаний. В результате Россия решила списать Ливии 4,6 миллиарда долларов долга, по-видимому, в обмен на многомиллиардные контракты для российских компаний.
В ходе визита Путина, которому всегда хорошо удавалось лоббировать интересы российского бизнеса за рубежом, РЖД удалось подписать контракт на сумму более двух миллиардов евро на строительство в Ливии железной дороги. Позже стало известно, что стороны подписали соглашение, которым предусматривается закупка Ливией военной техники российского производства на общую сумму до 3 миллиардов долларов. Определенных договоренностей с ливийской стороной достиг и "Газпром", у которого в Ливии уже были четыре нефтегазовых проекта. Российский газовый монополист создал с Национальной нефтяной компанией Ливии совместное предприятие, которое займется не только добывающими, но и инфраструктурными проектами.
Позже председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер на переговорах с ливийским лидером предложил покупать все объемы нефти, газа и сжиженного природного газа, предназначенные Ливией для экспорта. Согласились ли на это власти Ливии - неизвестно, однако российскому газовому концерну уже предложено разрабатывать три из четырех нефтегазовых полей, которые не смог в достаточной степени проинвестировать "Нафтогаз Украины".
На фоне столь успешного сотрудничества Москвы и Триполи освобождение Цыганкова легко объяснимо. Нынешний визит премьера Ливии в России рассматривают, как продолжение переговоров, начатых в апреле в Триполи. Ливия стремится привлечь российские инвестиции, и свобода, дарованная Цыганкову Каддафи, - лишь широкий жест в сторону российского капитала.