Еще во время сезона праймериз нынешней предвыборной гонки знаменитый рекламный ролик Хиллари Клинтон ввел новое понятие: "звонок в три часа ночи" - некое неожиданное и шокирующее событие, реакция на которое наглядно демонстрирует, что представляет из себя тот или иной политический деятель.
Хиллари Клинтон уже выбыла из борьбы за пост президента США. А для Джона Маккейна и Барака Обамы таким "звонком в три часа ночи" стал конфликт в Южной Осетии. Судя по реакции, кандидаты оказались не готовы к испытанию.
Пересдача Барака Обамы
Многих политических лидеров известие о том, что на территорию Южной Осетии восьмого августа вошли российские танки, застало в Пекине. Кандидат в президенты США от демократов Барак Обама в тот день находился на Гавайях, решив взять недельную передышку в предвыборной борьбе.Но отдых отдыхом, а вмешательство России в грузино-осетинский конфликт вызвало такую бурную реакцию в мире, что Обама просто не мог позволить себе не высказаться по этому вопросу.
Первая реакция Обамы была осторожной. Кандидат всегда отзывался о России и ее политических лидерах очень мягко, в отличие от Маккейна, давно сообщившего об увиденных в глазах Владимира Путина буквах К, Г и Б и призывавшего исключить Россию из "Большой восьмерки", а вместо нее принять Индию и Китай.
Поэтому в день начала конфликта Барак Обама призвал обе стороны прекратить все военные действия и сесть за стол переговоров. Главным на тот момент, по мнению кандидата, было не допустить перерастания столкновений в масштабные военные действия. Однако три дня спустя с Гавайских островов пришло новое заявление Обамы – гораздо более жесткое.
"Вне зависимости от того, как начался этот конфликт, Россия вывела его за рамки ситуации вокруг Южной Осетии и вторглась на территорию другого государства. Действиям России нет оправдания", - сформулировал Обама свою новую точку зрения – близкую к позиции ныне республиканского Белого дома и кандидата от Республиканской партии Джона Маккейна.
Надо сказать, что в ужесточении позиции Обамы по отношению к действиям России журналисты увидели не только конформизм и нежелание говорить что-то, не сочетающееся с сообщениями американских СМИ, но и страх быть уличенным (по версии республиканцев) или заподозренным (по версии демократов) в связях с Кремлем и организациями, лоббирующими интересы русских бизнесменов в США.
Некоторые блогеры и вовсе выступили с предположением, что грузино-осетинский конфликт – это на самом деле хитроумно спланированная операция республиканцев, для которых обсуждения войны и угрозы, которую представляет Россия – способ заставить несколько процентов американцев прийти в ноябре на выборы и проголосовать за Маккейна. В условиях нынешней предвыборной гонки, когда кандидаты идут практически наравне, эти несколько процентов могут оказаться решающими. А Михаил Саакашвили, по мнению отдельных сторонников Демократической партии, согласился помочь республиканцам в обмен на будущее членство Грузии в НАТО.
Шпаргалка Джона Маккейна
Кандидат от республиканцев продемонстрировал куда большую последовательность в комментариях по поводу событий в Южной Осетии. Он отметил, что давно предупреждал о способности России нарушить суверенитет соседних стран. "К сожалению, в последние дни мы увидели явную демонстрацию того, что опасения были небеспочвенны", - заявил Маккейн. Сенатор призвал Россию незамедлительно и без обсуждения каких-либо условий вывести войска из Южной Осетии.Однако и стратегия Маккейна не стала беспроигрышной в этой ситуации. Желая продемонстрировать грузинскому народу свое уважение, кандидат произнес речь, которая изобиловала фактами из истории Грузии. Маккейн напомнил о том, что это была одна из первых стран, где христианство провозгласили официальной религией, упомянул недолгий период независимости Грузии в начале двадцатого века и даже вкратце рассказал о "революции роз".
И тут на сцену вновь вышли блогеры. Придирчивые пользователи интернета (судя по всему, противники Республиканской партии), очевидно, решили проверить факты, приведенные в речи Маккейна, в надежде на то, что поймают кандидата на ошибке. Но ни неточностей, ни ошибок в тексте речи Маккейна не обнаружили. Более того, некоторые фразы почти дословно повторяли статью англоязычной "Википедии" о Грузии.
Конечно, до серьезной экспертизы текстов дело не дойдет. Но и подозрения в подобной небрежности могут не лучшим образом сказаться на репутации кандидата. Ситуацию усугубляет ранее сделанное Маккейном признание в том, что он не умеет пользоваться интернетом и видел лишь те сайты, которые ему показывали помощники. Если речь Маккейна действительно опирается на интернет-энциклопедию, статьи для которой пишут пользователи, в этом промахе следует винить сотрудников предвыборного штаба.
Кроме того, благосклонные к Обаме британские СМИ не упустили возможность припомнить, что советник Маккейна по международным вопросам Рэнди Шенеман (Randy Scheunemann) находится в довольно тесных связях с Грузией и даже лоббировал интересы Саакашвили в США.
Наконец, столь строгое отношение Маккейна к действиям России продемонстрировало его расхождение во взглядах с частью консервативно мыслящих американцев. "Чтобы понять российскую реакцию, представьте себе, что Сербия нанесла удар по Косово, когда там еще находились американские миротворцы", - пишет Дэниел Ларисон (Daniel Larison) для издания American Conservative. Маккейна уже упрекают за то, что он даже не попытался взглянуть на ситуацию с точки зрения России просто в силу собственного негативного отношения к этой стране.
Как бы то ни было, а один из этих кандидатов менее чем через полгода окажется в Белом доме. Так что о многих спорных вопросах мировой политики Маккейну и Обаме стоит задуматься заранее. Просто чтобы больше не теряться от неожиданности. Печальные события в Южной Осетии могут стать для обоих поводом для размышлений.