Премьер-министр Владимир Путин договорился с участниками рынка авиаперевозок о создании суперальянса, который придет на смену де-факто разорившемуся AiRUnion. Новый проект станет горазо масштабнее первого и превзойдет по всем показателям нынешнего (и бессменного) лидера рынка - "Аэрофлот". Еще одним принципиальным отличием от старого AiRUnion станет форма собственности - альянс станет государственной компанией с частным участием, тогда как до этого все было с точностью до наоборот.
История с плохим концом
Когда альянс AiRUnion только-только создавался, никто и подумать не мог, что конец его будет столь скор и бесславен. Напротив, о детище красноярского предпринимателя Бориса Абрамовича говорили как о будущем конкуренте "Аэрофлота". Консолидация в индустрии пассажирских перевозок была неизбежна. и Абрамович стал одним из пионеров этого направления.
Вариант с созданием альянса казался чрезвычайно выгодным. Такой ход позволял распределить маршруты между участниками союза перевозчиков, снизив издержки и сосредоточившись на конкуренции с другими игроками на рынке - такими как тот же "Аэрофлот" и S7. Объединенные финансовые ресурсы холдинга могли быть более свободно направлены на покупку современной авиации.
Создание альянса продолжалось в течение двух лет и встретило на своем пути немало препятствий. Главным из них была достаточно жесткая позиция Росимущества, которое с самого начала выступало за доминирование государства в новом альянсе. Ведомство прибегло ко всем законным методам, включая даже судебную тяжбу за аэропорт "Емельяново", базовых для ядра альянса "Красэйра". В конце концов конфликт при участии высших государственных чиновников был разрешен. В качестве компромисса AiRUnion пообещал закупить 50 самолетов SuperJet. В конце концов все-таки было принято решение сделать компанию частной, сохранив 45 процентов акций в распоряжении государства. После двух лет обсуждений в мае 2007 года Владимир Путин подписал указ о создании второго национального перевозчика.
Созданная компания, действительно, стала одной из крупнейших в стране. По объему перевозок и суммарной выручке альянс значительно уступал только "Аэрофлоту", находясь примерно на одном уровне с S7. Будущее рисовалось в самых радужных тонах.
Причины бедственного положения, в котором оказался альянс всего через год с хвостиком после своего образования, остаются неизвестными. Авиатопливо подорожало для всех компаний, тем не менее, остальные это повышение цен как-то смогли пережить. Факт остается фактом: имея 800 миллионов долларов задолженности и продолжая задерживать рейсы даже несмотря на выделенные государством 24 тысячи тонн керосина, AiRUnion не может продолжать свою работу.
Размер имеет значение
Несмотря на фактическое банкротство, государство решило не ликвидировать альянс. Как заявил 4 августа в Астрахани на встрече с Путиным министр транспорта Игорь Левитин, ядро новой структуры образует авиакомпания "Атлант-Союз", принадлежащая правительству Москвы. Помимо нее, в альянс добавятся еще несколько участников - ГТК "Россия", "Кавминводыавиа", "Оренбургские авиалинии", "Саратовские авиалинии" и "Владивосток-авиа".
Этот гигант будет "весить" больше, чем "Аэрофлот" по меньшей мере, в 1,3 раза. Что касается его базы, то она будет перенесена из "Домодедово" во "Внуково", то есть в аэропорт, где постоянно работает "Атлант".
Форма собственности альянса остается довольно туманной. С одной стороны, госпакеты акций всех авиакомпаний нового союза планируется передать в "Ростехнологии", которые с середины августа были главными претендентами на AiRUnion. С другой, в реструктуризации альянса участвует также московская мэрия и правительство Красноярского края. В каких пропорциях они войдут в союз, совершенно неясно, хотя Москва, судя по всему, свой пакет в "Атлант-Союзе" сохранит.
Еще одна неизвестная в уравнении, рассчитанном Путиным и Левитиным в Астрахани, - это судьба частных акционеров AiRUnion во главе с Борисом Абрамовичем. Не пожелавший открыть свое имя источник в "Ростехнологиях" признался "Коммерсанту", что в новой авиакомпании "места для господ Абрамовичей не видно". Представители Минтранса не раз выражали свое возмущение по поводу сложившейся в альянсе ситуации, особенно в части долгов, которые сами по себе образоваться, по их словам, не могли. При этом официально первый заместитель генерального директора "Ростехнологий" Алексей Алешин заявил, что госкорпорация готова предоставить частникам место в капитале нового перевозчика, если им будет, что предложить.
Наконец, нерешеннным остается вопрос о долгах компании. По информации "Коммерсанта", существует один прецедент, когда в аналогичной ситуации кредиторы авиакомпании остались ни с чем. Речь идет о "Внуковских авиалиниях", которые передали свои маршруты "Сибири", а затем, оставшись практически без активов, были обанкрочены. Обладатели долговых обязательств альянса этот случай наверняка помнят и сейчас сильно нервничают. В первую очередь, это относится к лизинговой компании "Ильюшин финанс". Всего же кредиторы подали иски к крупнейшей авиакомпании AiRUnion - "Красэйру" - на 1,76 миллиарда рублей.
Насколько новый суперальянс окажется успешным проектом - непростой вопрос. С одной стороны, входящие в него компании работают довольно успешно, а сам альянс будет слишком велик для того, чтобы столь быстро рухнуть. Однако то же самое в свое время говорилось и относительно AiRUnion (у него, к слову, на тот момент долга на 20 миллиардов рублей не было). Не стоит исключать, впрочем, что новый проект - не стратегический, а скорее тактический союз, который создан для преодоления кризисной ситуации.