В Эквадоре 21 октября была опубликована и вступила в силу новая социалистическая конституция. По словам президента страны Рафаэля Корреа, она призвана положить конец "долгой и трагической неолиберальной ночи", защитить граждан, консолидировать и укрепить государство вокруг идеи "социализма XXI" века. Эквадор присоединился к "красной латинской Америке": Венесуэле Уго Чавеса и Боливии, возглавляемой Эво Моралесом. Тем не менее, в отличие от своих социалистических соседей, политика Рафаэля Корреа отличается гораздо большей умеренностью, в том числе в отношении заклятого противника латиноамериканских социалистов США.
Новая конституция была одобрена на общенациональном референдуме, состоявшемся 28 сентября. В голосовании приняли участие 9,6 миллионов человек. После обработки 80 процентов поданных бюллетеней стало ясно, что сторонники новой конституции одержали убедительную победу. За социалистическую конституцию проголосовали 64 процента жителей Эквадора. Противники конституции получили 28 процентов, 7 процентов бюллетеней были признаны недействительными и лишь 0,7 процента проголосовали ни за, ни против.
Представители эквадорской либерально-консервативной оппозиции, которые не раз упрекали президента Корреа в намерении установить в стране "диктатуру" по примеру Уго Чавеса, признали свое поражение. Ее лидер Хаиме Небот Нааси (Jaime Nebot Naasi), занимающий пост мэра города Гуаякиль, являющегося крупнейшим в стране экономическим и индустриальным центром, заявил, что итоги выборов являются результатом демократической процедуры и не должны оспариваться. Массовых протестов оппозиции или резкого усиления сепаратистских тенденций, находящихся под ее контролем областей, как это произошло в Боливии, не случилось.
Новая конституция, которую отличает очевидная социалистическая направленность, отвечает чаяниям большинства граждан, но вместе с тем не настолько радикальна, чтобы отпугнуть либералов или представителей крупного бизнеса. Эквадор является одной из беднейших стран Латинской Америки: 50 процентов ее 14-миллионного населения живут за чертой бедности. Существовавшая до сих пор политическая система отличалась крайней нестабильностью. За последние 13 лет в Эквадоре сменились 8 президентов, при этом ни один и трех предшественников Рафаэля Корреа на президентском посту не смог досидеть до конца своего срока. Да и сама новая конституция стала двадцатой за всю историю Эквадора.
Как отметил в интервью изданию Deutsche Welle исследователь Йонас Вольф (Jonas Wolff) из гессенского Фонда изучения международных конфликтов, несмотря на свой левый характер, сама конституция не является популистской, напротив, прописанные в ней положения вполне реалистичны и защищают фундаментальные социальные права граждан. Новая конституция вводит бесплатное медицинское обслуживание, всеобщее обязательное медицинское страхование и бесплатное образование. Она значительно расширяет прямое демократическое участие рядовых граждан в управлении: они получили возможность в случае необходимости отстранять от должности избранных ими представителей и чиновников местной администрации.
Вводится новый налог, который пойдет на улучшение жизненных условий коренного населения - индейцев. Государственными языками наряду с испанским также стали индейские языки кихва (Kichwa) и шуар (Shuar). Существующая в индейских областях традиционная судебная система также получила защиту государства. Отдельным пунктом в конституции прописана защита окружающей среды. Право частной собственности стало более тесно увязано с социальными обязательствами. Значительно улучшена система распределения земельных наделов среди граждан. Запрещается размещение на территории Эквадора иностранных военных баз, что фактически разрывает достигнутое ранее соглашение с США, которые планировали использовать опорную базу в Эквадоре для борьбы с наркоторговцами.
Конституция также запрещает распродажу природных ресурсов и провозглашает "суверенную экономическую политику, направленную против злоупотреблений международных корпораций". Данное положение заслужило похвалу многих антимондиалистов, в том числе лауреата Нобелевской премии по экономике Джозефа Стиглица (Joseph Stiglitz). Однако при этом, в отличие от Боливии и Венесуэлы, новая конституция Эквадора не предусматривает национализацию природных ресурсов. Президент Рафаэль Корреа весьма озабочен тем, чтобы привлечь в страну новые иностранные инвестиции. В этой связи он поспешил заверить, что после принятия социалистической конституции государство не откажется от выплаты внешнего долга.
Корреа намерен твердо, но осторожно обходиться с иностранными нефтедобывающими компаниями, такими как французская Perenco или испано-аргентинская Repsol-YPF. Власти проводят активные переговоры с их представителями по вопросу о более спаведливом распределении доходов от нефтедобычи, часть которых, по мнению Рафаэля Корреа, должна пойти на стимулирование экономики Эквадора. При этом Корреа отметил, что, если нефтедобывающие компании откажутся инвестировать в Эквадор, им придется покинуть страну. В целом новая конституция усиливает государственный контроль над экономикой, однако пока о широком огосударствлении речи не идет.
Прописанные в конституции меры по укреплению социальной защиты населения в области образования и здравоохранения, требующие серьезного перераспределения доходов, будут, как отметил Корреа, проводится в жизнь постепенно на протяжении пяти или больше лет, чтобы избежать серьезных потрясений. Наглядным примером умеренности "социалистической конституции" послужила ситуация самовольного захвата крестьянами необработанных земель в ряде областей. Крестьяне были уверены, что действуют по закону в соответствии с социалистической конституцией, однако полиция изгнала их с захваченных участков земли, а власти поспешили заявить, что нарушители неправильно истолковали новый закон государства.
Наконец, еще одним знаком умеренности президента Рафаэля Корреа может служить тот факт, что даже с принятием новой социалистической конституции он не намерен портить отношения с США, к которым, по его словам "в Эквадоре испытывают большое уважение". Гораздо больше опасений, в частности у представителей либеральной оппозиции, вызывает прописанное в конституции усиление полномочий президента и централизация исполнительной власти в ущерб глав регионов. Они уже назвали новую конституцию "гиперпрезидентской". В дополнение к усилению влияния государства на экономику президент получил право распускать парламент, а также избираться на второй срок и назначать судей.
Новые парламентские и президентские выборы, которые пройдут в соответствии с новой конституцией, должны состояться в 2009 году. Рафаэль Корреа уже заявил, что выставит свою кандидатуру. Таким образом, теоретически он может остаться у власти на два президентских срока - до 2017 года. Тем не менее, как отмечает ряд специалистов, говорить об авторитарном политическом управлении пока рано. По мнению исследователя Йонаса Вольфа, авторитарные тенденции действительно прослеживаются, однако не столько в плане возможного установления диктатуры, сколько в с стремлении создать более жесткую иерархически структурированную политическую систему. Сама по себе новая социалистическая конституция Эквадора не носит авторитарного характера. Вопрос лишь в том, будут ли ее положения применяться в своем первоначальном виде в соответствии букве закона, либо использоваться для укрепления единоличной власти.