Кредитный кризис в США и Европе уже привел к банкротству или национализации сразу нескольких крупнейших банков развитых стран. Однако, судя по всему, список пострадавших от неурядиц на финансовых рынках может пополниться и целыми государствами. России эта участь пока не грозит - финансовое положение страны достаточно стабильно, несмотря на большие корпоративные долги. Куда меньше повезло странам, не обладающим мощными валютными резервами и не пользующимся "зонтиком" могущественных региональных экономических блоков вроде ЕС. Интересно, что впервые за долгое время под угрозой оказались финансовые системы не только развивающихся, но и развитых стран.
В районе экватора, в северных льдах
Предыдущие экономические кризисы (например, азиатский 1997-1998 годов) затрагивали в основном страны одного региона, и лишь спустя несколько месяцев или даже лет их последствия доходили до стран из других уголков мира. В этот раз нехватка финансов поразила одновременно несколько государств, никак друг с другом не связанных.
Первой в этом ряду стала Исландия, причем эту страну, отличающуюся высоким уровнем жизни даже по европейским меркам, никто не рассматривал как сомнительного заемщика. Однако в течение нескольких недель осени 2008 года финансовая система страны фактически перестала существовать. Выдача кредитов была заморожена, крупнейшие банки страны (довольно крупные игроки на европейском рынке) - национализированы, а валюта резко девальвировалась.
В условиях глобального кризиса взять кредит на стабилизацию экономики оказалось не такой простой задачей. Глава исландского ЦБ (Sedlabanki) Давид Оддссон и премьер-министр Гейр Хорде пожаловались, что прежние союзники, дескать, не помогли - и обратились за помощью в Россию. Однако и переговоры о выделении Москвой 4 миллиардов евро островному государству успехом пока не увенчались. В результате, исландцам пришлось просить о кредите МВФ. Это стало событием эпохальным, так как страна, считающаяся по международным стандартам развитой, не обращалась за поддержкой в этот финансовый институт с 1976 года.
Пакистан являет собой полную противоположность Исландии. Эта густонаселенная южноазиатская страна входит в число беднейших на континенте. Однако ее трудности схожи с исландскими если не по своим причинам, то по масштабам. Пакистану срочно нужен кредит на несколько миллиардов долларов, чтобы расплатиться по обязательствам. Уже в феврале государству предстоит вернуть кредиторам более 500 миллионов долларов, а общая сумма расходов на погашение задолженности достигнет в 2009 году 3 миллиардов. Между тем, золотовалютные резервы страны снизились за год в четыре раза, до 4,3 миллиарда долларов, и пополнить их нечем.
Так же как и от Исландии, от Пакистана отвернулись все его "друзья" (речь идет о межгосударственной организации под названием "Друзья Пакистана", в которую входят США, Великобритания, Китай и Саудовская Аравия). Этого никто не ожидал, поскольку сумма, которая требуется государству, по китайским или американским меркам очень небольшая. Сейчас пакистанские власти также пытаются договориться с МВФ, который девять лет назад уже спас страну от банкротства.
Третьей страной, попавшей в затруднительное положение из-за кредитного кризиса, является Аргентина, принадлежащая к классу стран со средним доходом. Ситуация в Аргентине усложняется тем, что она уже пережила один дефолт в 2001 году. Тогда реформы, затеянные все тем же МВФ, в стране провалились, и государство не смогло вернуть кредиты иностранцам. Миллионы аргентинцев лишились работы и средств к существованию, а по Буэнос-Айресу прокатились "марши пустых кастрюль", и в какой-то момент даже началось массовое мародерство. С тех пор 40-миллионная страна лишена доступа на международный кредитный рынок и вынуждена для заимствований пользоваться внутренними ресурсами, которых банально перестало хватать. Ставки по облигациям Аргентины уже подскочили до 30 процентов годовых.
Аргентинское правительство было вынуждено срочно национализировать частные пенсионные фонды, что вызвало споры в обществе. Одни считают, что государство, "наложив лапу" на частные пенсии, таким образом пытается решить свои собственные проблемы с нехваткой средств. Другие уверены, что только государство может гарантировать пенсионные накопления граждан, так как любые не опирающиеся на государственный капитал фонды сейчас по определению не надежны.
Восточная Европа взывает к МВФ
В описанных случаях кризис государственных финансов уже вошел в острую фазу. Но практически нет никаких сомнений, что количество таких эпизодов по всему миру будет расти. В проблемном списке сейчас числятся еще полдюжины государств. Главным образом, это страны Восточной Европы.
Украине агентство Fitch неделю назад снизило кредитный рейтинг с "BB-" до "B+". Fitch обосновал это тем, что экономика страны находится в опасной близости от рецессии, дефицит торгового баланса резко растет, а курс гривны, напротив, падает. Сейчас неофициальный курс доллара к украинской валюте уже превысил 6 гривен за доллар, хотя еще полгода назад он находился на уровне пять к одному. Валютные резервы страны поддерживать статус-кво долго не смогут. Для предотвращения финансового краха правительство в лице премьер-министра Юлии Тимошенко уже обратилось в МВФ за кредитом в 15 миллиардов долларов.
Не лучше дела обстоят и у Венгрии. Она воспользовалась помощью Евросоюза, выделившего ей 6,7 миллиарда долларов, однако теперь венграм нужен дополнительный кредит от МВФ. Страна испытывает резкую нехватку иностранной валюты, что уже привело к обрушению курса форинта на 14 процентов до минимального значения со времен выхода страны из советского блока. При этом Венгрия уже пережила экономические потрясения в прошлом году, в результате чего темпы роста ВВП упали до 2,5 процента, так что теперь ей предстоит столкнуться со второй волной кризиса, значительно более серьезной, нежели первая.
В очереди на помощь МВФ могут оказаться и прибалтийские страны. Все три республики в последние годы имели колоссальный торговый дефицит, что в условиях кризиса привело к обвальному падению темпов экономического роста (а в Эстонии уже наступил спад). Ситуация в этих государствах, однако, отличается в лучшую сторону тем, что их госдолг относительно невелик.