В Гааге завершился съезд министров стран-членов Европейского космического агентства (ESA). Основной целью мероприятия было утверждение бюджета космического агентства на последующие три года. Многочисленные разногласия между членами ESA, а также серьезные финансовые трудности, которые в последние годы возникли у многих "флагманских" проектов агентства, не предвещали европейской космической индустрии ничего хорошего. А тут еще финансовый кризис нагрянул. Даже руководитель агентства Жан-Жак Дорден (Jean-Jacques Dordain) был настроен пессимистично. Однако результаты удивили всех.
Сухие цифры выглядят следующим образом. В ближайшие три года Европа намерена потратить на развитие коcмических программ почти 10 миллиардов евро. Основными "донорами" стали Германия и Франция: эти страны планируют потратить по 2,7 и 2,3 миллиарда евро соответственно. Италия и Великобритания отдадут на нужды космоса примерно по миллиарду. Перед началом съезда представители ESA составили предварительную финансовую смету программ агентства, так сказать план-максимум. В результате действительный бюджет не дотянул до желаемого "чуть-чуть" - 500 миллионов евро. Это означает, что в условиях финансового кризиса финансирование не только не сократилось, но даже увеличилось на 20 процентов по сравнению с предыдущими годами. На что же пойдут эти деньги?
GMES, он же "Коперник"
В отличие от Роскосмоса и NASA, Европейское космическое агентство позиционирует себя как самое "земное": в списке реализуемых проектов присутствует большое количество программ, направленных на изучение Земли.
Система GMES (известная еще как Kopernikus) является самым дорогостоящим проектом космического агентства. В ее рамках подразумевается создание глобальной системы экологического мониторинга планеты, в состав которой войдут аналитические центры, наземные станции и космическая спутниковая группировка. Целью программы является получение данных о различных аспектах окружающей среды (состояние воды, воздуха), а также долговременное непрерывное наблюдение за экологической ситуацией на планете.
Новый проект является сугубо коммерческим. Это означает, что собранные и обработанные данные будут предоставляться конечным пользователям за определенную плату.
Хотя некоторые компоненты системы уже функционируют, она все еще находится в стадии разработки. Так, ESA еще даже не определилось с тем, каким образом оно будет продавать информацию конечным пользователям. Кроме того, у системы сейчас отсутствует орбитальная группировка, которая должна поставлять большую часть информации, и ее запуск состоится не раньше 2011-2012 года.
Благополучие этого проекта вызывало сомнение, поскольку ранее появлялись сообщения о финансовых разногласиях между участниками. Например, Италия планировала урезать свои расходы на GMES более чем вдвое. Кроме этого, споры разгорелись вокруг того, кто будет финансировать замену еще не запущенных спутников. Франция предлагала, чтобы первые спутники финансировались непосредственно агентством, а деньги на их замену брались из доходов от продажи информации.
По словам Жан-Жака Дордена, обсуждение данной программы было сложным, однако сторонам удалось прийти к взаимопониманию, и бюджет программы был утвержден. Стоимость ее реализации в последующие три года составит примерно 2,2 миллиарда евро.
Международная космическая станция
Несмотря на то, что МКС является другой крупной статьей расходов ESA, речь о свертывании финансирования не шла: все страны ожидаемо согласились потратить на нее 1,4 миллиарда евро. Гораздо больший интерес представляло обсуждение сроков завершения работы станции.
Несмотря на то, что МКС недавно исполнилось 10 лет, строительство станции все еще продолжается. Специалисты надеются завершить "долгострой" где-то в 2011-2012 году. Однако NASA пока не планирует продолжать финансирование проекта после 2015 года. Более того, ранее американское агентство намеревалось завершить работы на станции уже в 2010 году - пятилетнее продление стало результатом усилий руководителя NASA Майкла Гриффина. В то же время Россия настаивает на продлении работы МКС минимум до 2020 года. До недавнего времени Европа не могла определиться со своей позицией по данному вопросу, и одним из результатов встречи в Гааге стала поддержка Европейским агентством российской позиции в данном вопросе.
Кроме этого, была затронута болезненная тема доставки космонавтов на станцию. Напомним, что в связи с прекращением полетов американских шаттлов в 2010 году Россия останется единственной страной, способной доставлять людей и грузы на МКС. Европейские министры выразили недовольство сложившимся положением вещей. По их мнению, ESA необходимо немедленно приступить к разработке собственного пилотируемого корабля. Благо некоторые успехи на этом поприще у агентства уже имеются: ранее в 2008 году к станции успешно слетал автоматический грузовик "Жюль Верн".
Во время встречи в Гааге был одобрен план финансирования нового поколения грузовиков, которые будут снабжены специальными капсулами для возвращения материалов со станции на Землю. В будущем эти капсулы потенциально могут быть переоборудованы для доставки людей. Специалисты даже назвали ориентировочную дату создания подобных "почти пилотируемых" кораблей - 2017 год.
ExoMars
Наконец третьим важным решением, которое приняли страны - участницы Европейского космического агентства, стало увеличение финансирования проекта марсохода ExoMars.
Вес ExoMars будет составлять 140-180 килограммов. Миссия марсохода продлится шесть месяцев. Помимо различных инструментов, на борту аппарата будет установлена специальная бурильная установка для добычи образцов марсианского грунта с глубины.
Изначально Евросоюз планировал построить относительно небольшой марсоход за "скромные" 650 миллионов евро. Однако сомнения в ценности подобной миссии (на Марсе сейчас работают американские марсоходы Spirit и Opportunity) привели к тому, что проект решено было улучшить. В результате предполагаемая стоимость проекта, к недовольству некоторых стран- участниц, возросла почти в два раза. В частности, все та же Италия фактически отказалась от финансирования ExoMars.
После встречи финансирование было увеличено, однако дефицит по-прежнему составляет почти 200 миллионов евро. Жан-Жак Дорден считает, однако, это не критично. Во-первых, на начальные этапы разработки денег более чем достаточно. Во-вторых, по его словам, во время встречи в Гааге была достигнута главная цель - участники согласились с принципиальной необходимостью постройки нового аппарата. Представителям агентства удалось убедить министров в том, что миссия европейского марсохода не является калькой существующих. А дополнительные деньги ESA будет искать у своих партнеров - NASA и Роскосмоса.
Прекрасное далеко
Конечно, здесь перечислены далеко не все космические проекты, которые обсуждались на встрече (с полным списком можно ознакомиться тут). Однако уже три упомянутые инициативы указывают на то, что Европа серьезно собралась стать космической державой (или союзом держав), чтобы, наконец, выйти из-за спины России и США.
Более того, можно утверждать, что ближайшее будущее европейской космонавтики выглядит если не радужным, то хотя бы оптимистичным. Сам Жан-Жак Дорден расценил результаты встречи как признание государствами-членами того факта, что ESA является успешной организацией. Теперь самое главное, чтобы бюджет выполнялся в срок, а финансовые разногласия не помешали реализации новых космических проектов.