Ненаглядная агитация

Премия Кандинского закрыла второй сезон

Церемония объявления лауреатов премии Кандинского за 2008 год прошла на ВИНЗАВОДе 10 декабря с размахом: приехали важные гости - сербская перформансистка и теоретик современного искусства Марина Абрамович и два комплекта актуальных братьев-художников с Запада и Востока, Чепмены и Гао, у входа шумели социалисты, художник Осмоловский, прошлогодний лауреат премии, кричал в зале "Позор жюри!". Словом, такое не забудется еще долго, и вечер удался на славу.

Оргкомитет премии, открывая ее второй сезон, несколько изменил регламент награды: во-первых, устранил потенциально популистский приз зрительских симпатий, а во-вторых, переименовал основную номинацию из "Художника года" в "Проект года". В описании процедуры выбора лауреата премии говорится: "Главный критерий выбора победителей - то, насколько тот или иной художник своими новейшими работами повлиял на ситуацию в современном российском искусстве". Следовательно, не столько новизна и оригинальность художественного решения имеют значение, сколько его актуальность и вес. Если иметь в виду это положение, то главный итог премии - победа в номинации "Проект года" евразийца Алексея Беляева-Гинтовта - не должна так уж сильно удивлять.

Беляев-Гинтовт свои взгляды сформулировал несколько лет назад в прозрачном как слеза комсомолки манифесте "Проект "Полюс". Документ этот достоин прочтения сам по себе, но процитируем вступление к нему: "Вся наша деятельность так или иначе посвящена созданию Большого стиля. Здесь амбиции вполне уместны. Большой стиль был, есть и будет, но на какое-то время он исчез из поля зрения - пришла необходимость нового его проявления". Как адепт Большого стиля Беляев-Гинтовт вполне реализовался: вещи у него действительно большие, идеологически нагруженные, легко читаемые и столь же легко понимаемые ("папка в помощь агитатору", "набор плакатов, которые могут быть использованы в неожиданных ситуациях - от несанкционированного митинга до кабинета президента"). Известность к нему пришла, когда он практиковался в переносе известных советских образов на большие войлочные полотна - очень народный материал.

Незадолго до финала премии Кандинского портал OpenSpace.ru опубликовал материал о Беляеве-Гинтовте под названием "Может ли ультраправый почвенник получить премию Кандинского?", интересный как комментариями художественных критиков, так и восемью иллюстрациями оного почвенника из той самой "папки в помощь агитатору". В статье содержится и прямое указание на будущую победу Беляева-Гинтовта . Его озвучил Николай Молок, главный редактор журнала "АртХроника", который и является одним из учредителей премии Кандинского. "Беляев-Гинтовт отвечает текущему моменту в большей степени, чем, скажем, художник Гутов. В этом нет ничего страшного. Он выражает тенденцию госстроительства, которая, может быть, окажется наиболее важной в ближайшие годы".

Вхождение евразийцев в действующую элиту "выражает", кстати, не только Беляев-Гинтовт, но и апостол этого движения Александр Дугин, уже несколько месяцев руководящий Центром консервативных исследований социологического факультета МГУ. Так что, повторимся, ничего удивительного в победе проектов "Родина-дочь" и "Братья и сестры" нет. Другое дело, что художественные достоинства работ Беляева-Гинтовта вызывают вопросы, но награждали, опять же, не за них, а за парадигму.

За шумом вокруг Беляева-Гинтовта и его победы в категории "Проект года" как-то незаслуженно потерялись остальные лауреаты, а ведь они должным, то есть ироническим, образом уравновешивали "звериную серьезность" евразийца. Молодым художником выбрана Диана Мачулина с работой "Труд", воспроизводящей известное фото "с дотошно скопированной ошибкой газетных ретушеров". Лучший медиа-арт проект принадлежит группе ПГ и называется "Установки мобильной агитации", и одного только названия достаточно, чтобы оценить сарказм происходящего.

Номинация Дианы Мачулиной, кстати, вызывала вопросы у некоторых наблюдателей: художница действительно молода, но как самостоятельный мастер она давно сложилась, у нее уже есть большой выставочный опыт, и, кроме того, она далеко не вчера зарекомендовала себя как интересный и внимательный критик. Тем не менее, жюри премии поощрило трехмесячной стажировкой именно ее. Добавим, что эксперты, дискутировавшие о будущих лауреатах на просторах все того же OpenSpace.ru, были довольно точны в своих предположениях о победе Мачулиной (Ирина Кулик: "Мне кажется, она дико умный человек и талантливый, но все никак не знает, чем бы ей заняться"), да и кандидатура группы ПГ не вызывала принципиальных разногласий (снова Ирина Кулик: "Дадут либо "Синим носам", либо ПГ, но не и тем и другим сразу").

Надо сказать, что до сих пор художественные награды в России давно не вызывали такого оживления, какое мы наблюдали в этом сезоне. Нам кажется, что это хорошо, что так и должно быть.

Культура00:0514 декабря

Кто обитает на дне океана

Кино недели: «Аквамен», спин-офф «Трансформеров» и угнетенные крестьяне