За последние несколько месяцев в рекламе все чаще стали появляться воспоминания о старых временах, когда деревья были выше, трава зеленее, а сокращения реже. По мнению аналитиков, именно ностальгия способна продать товар на фоне экономического кризиса.
Феномену рекламной ностальгии 10 января посвятила статью такая влиятельная газета как The Financial Times. Издание отмечает, что в медийной рекламе намечается тридцатипроцентный спад. Агентства пытаются воспользоваться старыми наработками, а также вернуть целевую аудиторию в старые добрые докризисные времена, когда за кошелек держались не так крепко.
Так, пекарни Hovis в сентябре 2008 года выпустили продолжение своего знаменитого ролика, снятого в 1973 году Ридли Скоттом и признанного газетой The Independent лучшим британским рекламным роликом всех времен. Новый вариант был назван журналом Campaign "роликом года".
Бренды, справляющие юбилеи, не упускают возможности их отметить в стиле "ретро". Так, Guinness в честь 250-летия марки в 2009 году будет транслировать восемь своих роликов, самый старый из которых снят в 1955 году. В прошлом году Lego примерно так же отметила свое пятидесятилетие. Только она ограничилась одним роликом 1981 года. Virgin Atlantic отпраздновала 25-летие использованием аэропорта образца восьмидесятых со всеми его атрибутами, включая яппи, разговаривающего по огромному мобильнику.
Корпорация Mars для продвижения товаров в супермаркетах Asda сменила упаковку конфет Starburst на старую, вернувшись к названию Opal Fruits. Cadbury продала 70 миллионов шоколадок Wispa, когда заново представила по просьбе 40 тысяч человек этот продукт.
Ирландский банк Ulster Bank в 2008 году возродил своего персонажа Henri Hippo, помогавшего в восьмидесятых открывать счета для детей. Банкиры даже пообещали выдавать детям при открытии счета точно такие же копилки, как раньше.
Наконец, компания Heinz поместила в британском таблоиде The Sun объявление, в котором попросила откликнуться людей, снимавшихся в рекламе консервированных бобов Baked Beanz. Реклама, о которой идет речь, появлялась в эфире в семидесятые, восьмидесятые и девяностые годы прошлого века. Таким образом, к настоящему времени актеры могли постареть на 20-30 лет. Heinz утверждает, что ей требуются имена актеров для архивных нужд. Блогеры уже заподозрили, что Heinz готовит рекламную кампанию с теми же актерами по мотивам старых роликов.
В России все еще проще. Недавно Mars решила запустить в телеэфире ролики леденцов "Рондо", снятые десять лет назад, пишет РБК Daily. Издание связалось с креативным директором агентства Leo Burnett Moscow Ильей Оленевым - тот в 1999 году как раз работал над этими роликами. По словам Оленева, реклама "Рондо", несмотря на то, что была запущена в ходе кризиса, была успешной. Возможно, компания намерена повторить этот успех.
И за рубежом и в России для использования старой рекламы есть экономические причины. Запуск таких роликов обходится дешевле производства новых даже в тех случаях, если старый надо доработать. Российский ресурс Adme.ru приводит в пример рекламу сока "Любимый сад", после небольшой обработки превращенной из летней в зимнюю.
Число новых роликов в эфире, по данным Admonitor, медленно сокращается. Если в сентябре их появилось 622, в октябре 711, в ноябре 516, а в декабре, по предварительным оценкам, было вряд ли более шестисот. Это, конечно, еще не ностальгия - просто застой.
Впрочем, идею "раньше было лучше" в России не эксплуатируют лишь самые ленивые рекламщики и бренд-менеджеры. Кризис и застой им для этого не нужен. Вот уже много лет для продвижения товаров используют советскую символику и воспоминания о жизни до девяностых годов прошлого века.
В свое время "Мегафон" выпустил тариф "Революция". Магазины электроники рекламируют скидки пролетарскими призывами.
В супермаркетах продается "Тот самый чай" - со слоном на упаковке. Успешно расходятся газировки "Тархун", "Буратино" и "Колокольчик". Воскресли из небытия сырки "Дружба", "Янтарь" и "Волна". Россияне пьют "Жигулевское" пиво, "Столичную" водку и "Советское шампанское".
Кому при таких лошадиных дозах ностальгии нужны новинки?