17 февраля 2009 года в Японском море, у мыса Мусудан, северокорейские пограничники в очередной раз задержали российское судно. Грузовой теплоход "Омский-122", шедший из южнокорейского порта Пусан во Владивосток, под конвоем был доставлен в порт Кимчхэк, принадлежащий КНДР. На борту теплохода находятся 17 членов экипажа.
Пока власти КНДР не называют причины задержания судна, однако можно спрогнозировать, что ею станет нарушение государственной границы Северной Кореи - за последние годы это стало стандартным объяснением подобных инцидентов.
Так, в ночь на 5 декабря 2005 года российский сухогруз "Терней" встал на якорь у мыса Мусудан, чтобы переждать шторм. За ночь судно предприняло несколько попыток продолжить путь, однако из-за сильного ветра было вынуждено от них отказаться. Утром к "Тернею" приблизился катер береговой охраны пограничной службы КНДР, с которого была открыта стрельба в воздух из автоматического оружия. Экипаж российского судна обвинили в нарушении границы Северной Кореи и отконвоировали в порт Кимчхэк. Через две недели после вмешательства российских дипломатов "Терней" был освобожден.
23 февраля 2008 года северокорейские пограничники задержали в районе мыса Мусудан теплоход Камчатского морского пароходства "Лида Демеш", шедший с партией автомобилей из японского порта Хамата во Владивосток. В территориальные воды КНДР судно зашло, также спасаясь от шторма. Далее, по привычной схеме, "Лида Демеш" было доставлено в порт Кимчхэк, где снова состоялись переговоры между российскими дипломатами и пограничниками. 27 февраля судно было отпущено.
В ноябре 2008 года теплоход-земснаряд "Степан Демешев" бросил якорь в водах КНДР для починки вышедшего из строя двигателя. Однако на этот раз российское судно было отпущено самими пограничниками менее чем через сутки, поэтому вмешательства дипломатов даже не понадобилось.
Загадочное место, где периодически арестовываются российские суда, - район мыса Мусудан - объявлен властями КНДР зоной, закрытой для посещения иностранцами. И на это у них есть своя причина: в этом районе расположена ракетная база "Мусан-ри", с которой осуществлялся запуск северокорейской ракеты, созданной на основе баллистической "Тэпходон-2" и способной нести ядерные боеголовки.
Однако, как правило, суда оказываются в районе мыса Мусудан вовсе не из-за стремления добыть секретные сведения о разработках властей КНДР в области создания баллистических ракет, а по причине сильных штормов. В течение холодного сезона на Японское море выходят континентальные циклоны, вызывающие штормы и ураганы, которые могут продолжаться по двое-трое суток. В период с сентября по октябрь над морем проносятся тайфуны, сопровождающиеся ураганными ветрами.
По словам Анатолия Галузинского, генерального директора компании "Амурское пароходство", которой принадлежит теплоход "Омский-122", судно было задержано на расстоянии шести миль от мыса Мусудан во время шторма.
Согласно международным конвенциям по морскому праву, корабли имеют право заходить в чужие воды в условиях сильной непогоды, однако КНДР не подписывала эти документы и, следовательно, не признает их. Таким образом, у российских моряков остается на выбор два варианта - либо надеяться на удачный исход борьбы со штормом, либо отсидеться под охраной северокорейских пограничников в порту Кимчхэка, ожидая прибытия российских дипломатов.
Мощные штормы, случающиеся на Японском море, однако оставляют немного шансов на выживание - 2 ноября 2004 года в результате непогоды в водах моря затонули сразу два судна, погибли 40 моряков.
По последней на момент написания этой заметки информации, для переговоров с властями КНДР в Кимчхэк прибыл генконсул РФ в Чхончжине Евгений Валькович.