Во Франции 19 марта прошла общенациональная забастовка, организованная крупнейшими профсоюзами страны. Демонстранты требовали от президента Николя Саркози и правительства, возглавляемого Франсуа Фийоном, принять дополнительные меры для защиты наемных рабочих и служащих от последствий экономического и финансового кризиса. Вечером в Париже после окончания основной манифестации произошли столкновения молодых людей с полицией. Около 300 человек были задержаны.
В целом, если не считать вечерних столкновений в Париже, которые, впрочем, имеют мало отношения в забастовке и манифестациям, день протеста 19 марта прошел мирно. Его итоги достаточно противоречивы. По сравнению с предыдущей забастовкой, прошедшей 29 января, число бастующих, как ни странно, сократилось весьма ощутимо. Если в конце января бастовали 25,2 процента государственных служащих, то 19 марта - чуть более 21 процента. Ожидаемого коллапса на транспорте не случилось, хотя задержки, разумеется, были.
Зато возросло число участников демонстраций протеста. В них активнее стали участвовать служащие и рабочие частного сектора, которые в условиях кризиса более, чем государственные служащие рискуют потерять рабочие места. Наиболее высокое число "частных" манифестантов было зафиксировано в провинции, где расположены основные производственные мощности их компаний. В Компьене протестовали 10 тысяч человек, среди них множество рабочих расположенного в округе завода по производству покрышек Continental, где ожидаются сокращения.
Вместе с тем именно в связи с числом участников манифестаций и митингов протеста возникли некоторые недоразумения. Данные профсоюзов и полиции разнятся настолько, что возникает ощущение: одна сторона врет, а может, обе сразу. По данным профсоюзов, в манифестациях 19 марта приняли участие 3 миллиона человек. По данным полиции - чуть больше миллиона. В Париже, по словам устроителей, на акции протеста пришли около 350 тысяч человек, а правоохранительные органы сообщают о 85 тысячах. Такие же резкие расхождения в цифрах характерны и для других больших городов: Марсель (от 30 тысяч до 320 тысяч), Бордо (от 36 до 100 тысяч).
Точно так же сложно сказать об итогах дня общенациональной забастовки 19 марта. Профсоюзы выпустили коммюнике, в котором назвали акцию протеста успешной, прежде всего, за счет большого числа участников демонстраций. Между тем, главная цель забастовки, которая, по словам представителей профсоюзов, заключалась в том, чтобы надавить на правительство, заставить его "изменить курс", пересмотреть антикризисную программу и добиться расширения социальной помощи, достигнута не была.
Еще до начала забастовки премьер-министр Франсуа Фийон заявил, что государство не будет выделять дополнительных средств на социальные программы. В этой связи он отметил, что только в феврале власти и профсоюзы встретились на так называемом "социальном саммите", по итогам которого президент Саркози и правительство приняли решение о выделении из бюджета 2,65 миллиарда евро на стимулирование потребительского спроста и социальную защиту трудящихся в условиях кризиса.
После окончания забастовки представители Елисейского дворца подтвердили, что время для введения дополнительных мер по социальной защите населения еще не настало. Франсуа Фийон еще раз подчеркнул, что в условиях кризиса правительство не может идти на увеличение дефицита бюджета. Иными словами, манифестанты использовали свое право для того, чтобы выразить неудовольствие, а правительство получило еще одну возможность заявить о своей решимости не допускать лишних трат. Очевидно, что это всего лишь промежуточный итог.
Не исключено, что в ближайшие дни или недели состоится новый раунд переговоров правительства и представителей профсоюзов. Власти традиционно просят профсоюзных активистов не раскачивать лодку в условиях кризиса и не заниматься, по словам председателя Движения предприятий Франции (MEDEF) Анны Паризо (Anne Parisot), "бесплодной демагогией". Чиновники приводят данные статистики о том, что безработица во Франции растет более медленными темпами, чем в других странах (как например, в Испании), что рост цен замедлился, а темпы инфляции снизились на 0,4 процента. Однако, кажется, это не может никого успокоить, особенно когда в прессе то и дело появляются сообщения о новых сокращениях или переходе предприятий на неполную рабочую неделю.
Нервозность в обществе, неуверенность в завтрашнем дне играет на руку маргинальным элементам, которые используют социальное движение протеста в своих целях. Так, в Париже вечером на площади Насьон около 500 молодых людей вступили в столкновение с полицией. Они стали поджигать мусорные контейнеры на улицах и кидать в служителей правопорядка камнями. Девять полицейских получили ранения. Около 300 участников беспорядков были задержаны, 49-ти из них будут предъявлены обвинения. Как водится, оживились демагоги. Дочь основателя "Национального фронта" Жана-Мари Ле Пена и по совместительству его преемница на посту лидера партии Мари Ле Пен заявила, что справиться с безработицей можно только, если немедленно остановить иммиграцию.
Словом, кризис во Франции идет своим привычным чередом, и это заставляет французов привычно нервничать.