Во Владивостоке в пятницу, 27 марта, вынесен приговор боксеру Роману Романчуку, которого судили за убийство местного жителя. Спортсмена признали виновным в убийстве, совершенном при превышении пределов необходимой самообороны, и приговорили к полутора годам колонии-поселения. Кроме того, Романчук должен будет провести 134 часа на исправительных работах за оскорбление милиционеров.
Хотя защита Романа Романчука настаивала на том, что его действия были необходимой самообороной, и просила полностью оправдать подсудимого, приговор, вынесенный в пятницу Фрунзенским судом Владивостока, можно считать везением. Дело в том, что прокуратура требовала признать спортсмена виновным в умышленном убийстве и приговорить его к восьми годам лишения свободы.
Кроме того, обвинение настаивало на том, что Романчук должен отбывать наказание в колонии строгого режима. Суд же остановился на колонии-поселении – самом мягком варианте лишения свободы, предусмотренном российским уголовным законодательством. Отметим также, что боксер провел в СИЗО не менее полугода, и этот срок должны вычесть из назначенного ему наказания.
Судя по информации, публиковавшейся в СМИ на протяжении следствия и суда по делу Романчука, то, что произошло между ним и погибшим Олегом Мешковым 28 июля 2008 года, было мало похоже на умышленное убийство.
Напомним, спортсмен, приехавший во Владивосток вместе с российской олимпийской сборной по боксу, и местный житель ранним утром поспорили возле кафе. Спор перерос в драку, во время которой Мешков достал травматический пистолет "Оса" и первым выстрелил в Романчука, причем попал тому в голову и серьезно его ранил. Впоследствии спортсмен провел полтора месяца в больнице, да и за это время не полностью восстановился – сообщалось, что его мучают головные боли, что у него нарушена речь. Тренеры c уверенностью говорили, что после такой травмы 29-летний боксер может забыть о продолжении своей карьеры.
Тем не менее, непосредственно после выстрела Мешкова у Романчука хватило сил ответить обидчику. СМИ сообщали, что боксер смог выхватить у того пистолет и выстрелить в ответ. Действительно, 22-летний Мешков также получил пулю в голову (точнее, в глаз), отчего и скончался через два дня.
Вместе с тем, если учесть выяснившиеся впоследствии обстоятельства, то сложно сказать, что Романчук именно взял оружие и выстрелил в противника. Во-первых, эксперты не нашли на травматическом пистолете отпечатков пальцев боксера. Во-вторых, на записи, сделанной камерой наружного наблюдения, видно, что раненый спортсмен повалил Мешкова и второй выстрел произошел уже в процессе борьбы на земле.
Романчук был задержан на месте драки. При этом, как утверждают милиционеры, он пытался скрыться с места преступления, оказывал сопротивление и оскорблял их нецензурной бранью. Именно поэтому второй предъявленной боксеру статьей стала 319-я (оскорбление представителя власти).
Что касается статьи, по которой квалифицировались действия Романчука по отношению к Мешкову, то она менялась несколько раз. Сначала это была часть 1 статьи 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), потом часть 4 статьи 111 (то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего). Потом следователи решили, что речь идет об умышленном убийстве, и в обвинительном заключении значилась уже статья 105 УК.
Суд, в свою очередь, счел наиболее подходящей часть 1 статьи 108 (убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны), что позволило вынести Романчуку относительно мягкий приговор (максимальное наказание по такому обвинению составляет два года).
Отметим, что суд в принципе остался недоволен работой следствия, о чем говорит частное представление, вынесенное им в отношении следователя, работавшего над делом боксера. Как сообщает РИА Новости, в представлении говорится, что Роман Круглов допустил ряд нарушений, а также дал неверную оценку некоторым вещественным доказательствам. Постановление суда отправлено в управление СКП РФ по Приморскому краю, и там уже решат, наказывать ли следователя за ошибки.
Остается добавить, что гособвинитель не согласился с вынесенным приговором, посчитав его слишком мягким, и решил его обжаловать. Адвокат подсудимого, в свою очередь, заявил, что подаст апелляцию только в том случае, если сначала это сделает прокуратура.
Романчук и сборная по боксу
Романа Романчука нельзя, строго говоря, назвать звездой бокса, но серьезные достижения у него были, в частности, он дважды становился чемпионом России, выигрывал серебро на чемпионате мира и чемпионате Европы. Хотя боксер и приехал во Владивосток вместе с олимпийской сборной России, он не входил в ее состав, а был спарринг-партнером одного из олимпийцев.
После того, как стало известно о драке с участием Романчука, возникли, разумеется, вопросы: а что собственно делал спортсмен в восемь утра возле кафе и был ли он трезв? Тренер боксера Марк Мельцер всячески заступался за подопечного, утверждая, что тот не мог употреблять алкоголь, поскольку находился на спортивном режиме.
В свою очередь, Александ Лебзяк, бывший в то время главным тренером российской сборной по боксу, выгораживать Романчука не стал. Давая "Ленте.ру" интервью в сентябре 2008 года и отвечая на вопрос о попавшем в переплет боксере, тренер дал понять, что не считает того виновным в убийстве, но при этом подчеркнул, что сложившаяся ситуация стала следствием поведения Романчука.
"Во-первых, он нарушил свой спортивный режим, я его отчислил со сборов... Ну как так можно себя вести, когда ты находишься на учебно-тренировочном сборе? Они ночью втихаря ушли и пошли гулять... Вот к этому все и привело. Федерация бокса что-то делает, пытается помочь... А в том, что это случилось – вины ничьей нет, ни главного тренера, ни Федерации, это вина непосредственно мальчика".