В понедельник авиалайнер Boeing-747 в сопровождении двух истребителей в течение получаса на небольшой высоте кружил над деловой частью Нью-Йорка. Испуганные люди вспоминали об 11 сентября 2001 года, эвакуировались целые офисные здания. Но оказалось, что переполох был вызван "фотосессией" президентского самолета. Аппарат Белого дома не счел нужным предупредить жителей города, и инцидент вызвал в США немалое возмущение.
Правительственные фотографы хотели сделать снимки "Боинга" - одного из двух, которые Барак Обама использует в качестве "борта номер один" - на фоне Статуи Свободы. В части города, над которой летал лайнер, хорошо помнят, как в 2001 году два угнанных террористами самолета врезались в башни Всемирного торгового центра, так что переживания из-за "фотосессии" были вполне предсказуемы.
Эвакуации подверглись офисы на обоих берегах реки Гудзон, и очевидцы рассказывают, что приняли происходящее за новое нападение террористов. В зону мнимого бедствия попали Манхэттен, Стейтен-Айленд и Джерси-Сити. Всеобъемлющей паники удалось избежать, но перепуганные граждане исчисляются тысячами. О чувствах наблюдателей можно судить по размещенной на Youtube любительской видеозаписи полета. Слышно, как, комментируя съемку, некая женщина говорит, что круговые полеты лайнера низко над городом "ненормальны" и самолет скорее всего захвачен угонщиками.
Когда возмущение нью-йоркцев достигло Вашингтона, Белый дом, Пентагон и министерство транспорта дружно взялись искать виновного. Лишь через несколько часов выяснилось, что полет санкционировал Луис Калдера (Louis Caldera) - директор Военной службы в аппарате Белого дома (WHMO). Именно он отвечает за взаимодействие президентской администрации с Пентагоном, в частности за эксплуатацию "борта номер один", который главе государства предоставляют Военно-воздушные силы.
Руководитель администрации Рам Эмануэл встретился с Калдерой и излил на него гнев Обамы. Выступая с публичными извинениями, Калдера объявил: "На прошедшей неделе я одобрил операцию над Нью-Йорком и беру на себя ответственность за это решение. Хотя федеральные власти предприняли необходимые шаги, чтобы проинформировать власти штата и местного уровня в Нью-Йорке и Нью-Джерси, очевидно, что операция вызвала непонимание и расстройство. Я приношу извинения и беру на себя ответственность за любое причиненное этим полетом беспокойство".
Министерство обороны опубликовало заявление, в котором признало, что военные летчики организовали полет над территорией Нью-Йорка в сотрудничестве с Федеральным управлением гражданской авиации (FAA). В операции, которая проводилась с 10 до 10-30 утра, были задействованы два истребителя F-16 и один из президентских VC-25 (именно так называется 747-й "Боинг" по классификации военных). В Пентагоне подчеркнули, что мероприятие было плановым, но о причинах его секретности ничего не сообщили.
В ходе разбирательства выяснилось, что FAA предоставило информацию о предстоящем полете нью-йоркским властям. Но, во-первых, сообщение было отправлено в городской департамент полиции, причем с пометкой о запрете на передачу информации публике и прессе. А во-вторых, известие от FAA получил чиновник в аппарате нью-йоркского мэра Майкла Блумберга, но доложить об этом градоначальнику он нужным не счел.
По словам Блумберга, он узнал о полете президентского лайнера лишь после того, как на него посыпались жалобы. "Прежде всего, я недоволен, а точнее возмущен, что мне не доложили", - пожаловался мэр. Кроме того, Блумберг заявил, что желание фотографировать самолет недалеко от места, где стояли башни-близнецы, просто не укладывается у него в голове. "Если бы я знал об этих планах, я бы немедленно позвонил и попросил этого не делать", - добавил мэр.
Имя чиновника, не донесшего важную информцию до мэра, известно. Это Марк Магнос (Marc Mugnos), начальник оперативного отдела в Службе координации и управления городских мероприятий. Представитель Блумберга уже объявил, что Магнусу дали выговор с занесением в личное дело, однако о причинах его скрытности ничего не сообщается. Также неизвестно, почему "фотооперация" была засекречена. Комментируя произошедшее, сенатор-демократ от Нью-Йорка Чак Шумер (Chuck Schumer) отметил, что решение FAA "то ли очень жестоко, то ли очень-очень глупо". Хотя номинальный ответственный нашелся в лице Луиса Калдеры, причины пугающей скрытности властей остаются загадкой.