В пятницу, 15 мая, Верховный суд РФ отклонил иск родителей нескольких одиннадцатиклассников, требовавших признать проведение ЕГЭ незаконным. Истцы уже пообещали оспорить это решение. Что смущает родителей и почему они хотят отменить Единый государственный экзамен, ставший с 1 января 2009 года обязательной формой государственной аттестации для всех выпускников российских школ?
Прекрасные перспективы
О том, что выпускные экзамены в школе и вступительные экзамены в вузах будут проводиться в форме ЕГЭ, было известно давно. Введение такого способа аттестации является одним из шагов на пути присоединения России к Болонской декларации, согласно которой стандарты отечественного высшего образования должны быть приведены в соответствие с европейскими. Помимо введения единого государственного экзамена, присоединение к декларации подразумевает, например, переход на двухуровневую систему высшего образования (бакалавриат и магистратура).
Еще одна причина перехода к ЕГЭ, которую озвучивают защищающие закон чиновники, - стремление уменьшить уровень коррупции при поступлении в вузы. В частности, антикоррупционную роль ЕГЭ часто упоминает министр образования и науки Андрей Фурсенко. Согласно определению Фурсенко, проявлением коррупции можно считать такую ситуацию, когда абитуриента готовит к поступлению в вуз репетитор, работающий в этом вузе.
No pasaran
Дословно слова министра звучат так:
Коррупция - это когда человек, который является репетитором, одновременно и главным образом использует свою деятельность, чтобы обеспечить /абитуриенту/ необходимые оценки.
Еще с тех времен, когда ЕГЭ в качестве обязательной формы государственной аттестации существовал только на бумаге, у него было много противников. Основные их доводы заключаются в следующем: тесты единого госэкзамена не соответствуют текущему уровню школьной программы (слишком сложные); процедура проведения экзамена и система выставления оценок не отработаны; ЕГЭ дает возможность, например, учителям сельских школ проталкивать своих лучших учеников, "рисуя" им оценки; из-за ЕГЭ обучение в старших классах фактически сведется к натаскиванию на сдачу экзамена. Представители вузов сопротивлялись введению ЕГЭ на том основании, что предлагаемые тесты (слишком простые) не позволяют оценить уровень знаний абитуриентов в той степени, в какой требуют стандарты вуза.
С доводами противников ЕГЭ соглашались многие видные политические деятели и ученые. К традиционной системе оценки знаний выпускников, например, предлагал вернуться мэр Москвы Юрий Лужков. Непримиримым борцом с ЕГЭ является ректор Московского государственного университета имени Ломоносова Виктор Садовничий. Несовершенство новой системы признавал даже Владимир Путин.
Несмотря на потоки критики, Минобрнауки твердо держалось своего намерения ввести ЕГЭ. Положение о едином государственном экзамене претерпевало изменения, чиновники отрабатывали процедуру проведения тестов в разных регионах России, признавали наличие недоработок, но упорно двигались к 1 апреля 2009 года, когда ЕГЭ стал обязательным.
Часть российских вузов отстояла право дополнительно к ЕГЭ проводить свои собственные экзамены. В их число вошли МГУ, МФТИ, ГУ-ВШЭ, СПбГУ, РГГУ, ММА имени Сеченова. Полный список вузов-"отказников" можно найти здесь. Кроме того, вузы смогут без учета результатов ЕГЭ по профильным предметам принять победителей олимпиад различного уровня (международных, общероссийских и других).
Тогда противники решили бороться с ненавистным экзаменом, опираясь на формальную букву закона. Родители трех московских школьников, которые должны сдавать выпускные экзамены в 2009 году, подали иск, в котором требовали признать недействительным приказ министерства образования номер 362 от 28 ноября 2008 года. Приказ утверждает Положение о порядке и форме проведения государственной аттестации в виде ЕГЭ. Истцы обращали внимание, что пункт 9 этого Положения предусматривает, что экзаменационные задания должны быть подготовлены на основании контрольно-измерительных материалов, созданных в соответствии с федеральным государственным стандартом общего полного среднего образования. А этого стандарта, по утверждениям родителей, в природе не существует.
Иск о признании ЕГЭ недействительным рассматривался в разных инстанциях и наконец дошел до Верховного суда, который постановил отклонить его. Очевидно, судья посчитал доводы истцов неубедительными. Либо доводы ответчиков оказались более весомыми. Хотя в чем именно они заключаются, выяснить не удалось. В своих недавних публичных выступлениях Фурсенко ограничился присвоением иску родителей эпитета "аморальный" и призывом не "кошмарить ребят" и дать им подготовиться к экзамену в спокойной обстановке.
У инициативной группы родителей был и еще один довод против проведения ЕГЭ. Процитируем его: "Разработка и внедрение единого государственного экзамена является научным опытом. Это официально закреплено постановлением правительства РФ от 16 февраля 2001 г. Однако, согласно п. 2 ст. 21 Конституции РФ никто не вправе быть подвергнутым медицинским, научным и другим опытам без личного на то согласия". Жалоба, в которой содержались эти соображения, была подана в Конституционный суд, однако процессуальные действия пока не начались.
В Министерстве образования корреспонденту Ленты.Ру, обратившемуся за комментариями, предложили сформулировать запрос в письменном виде. Чуть позже из ведомства пришел пресс-релиз, в котором были приведены слова директора Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки Игоря Реморенко. Чиновник заявил, что "приказ об итоговой аттестации школьников полностью соответствует духу и букве Закона "Об образовании". Все задания Единого госэкзамена разрабатываются на основе действующего в настоящее время школьного образовательного стандарта, принятого в 2004 году, и соответственно по этому стандарту и проверяются все знания ребят".
Суровая реальность
О связи между введением ЕГЭ и присоединением к Болонской декларации много говорил бывший министр образования Владимир Филиппов. Однако некоторые эксперты считают, что ЕГЭ не имеет никакого отношения к болонскому процессу, так как во многих европейских странах вступительные экзамены проходят в другом формате.
Таким образом, через несколько дней одиннадцатиклассники по всей России получат на руки формы для написания ЕГЭ. Судя по плачевным результатам единого госэкзамена за прошлые годы, можно ожидать, что и в 2009 году школьники получат немало "двоек". Защитники ЕГЭ, в том числе министр Фурсенко, считают, что неудовлетворительные отметки свидетельствуют о плохом качестве образования. Возникает вопрос, стоит ли так упорно настаивать на проведении единого госэкзамена, вместо того чтобы в первую очередь постепенно повышать уровень преподавания в школах. Тем более что пересдать неудовлетворительный результат школьники смогут только после 22 июля. По странной случайности, весенний призыв в армию заканчивается 15 июля.