Бывший лидер Движения против нелегальной иммиграции Александр Белов (Поткин) приговорен к условному заключению сроком на полтора года с двухлетней отсрочкой исполнения приговора. В течение этого времени националисту не стоит распространяться о своих политических воззрениях, иначе условное заключение могут заменить на реальное.
28 мая 2009 года Дорогомиловский суд Москвы признал Белова виновным в разжигании межнациональной розни. В обвинительном заключении говорилось, что на митинге на "Русском марше" 4 ноября 2007 года Белов допустил в речи оскорбительные высказывания в адрес евреев и представителей народностей Закавказья и Средней Азии, а также заставлял аудиторию скандировать антиправительственные и антисемитские лозунги. Кроме того, он оскорбил представителей исполнительной власти, "присоединив их в негативном смысле к евреям".
"Негативное присоединение", по сообщению "Коммерсанта" заключалось в сравнении здания правительства Российской Федерации со свитком Торы. В ходе митинга, рассказывает газета, Белов заявил собравшимся: "Вы - настоящая власть! А не те, которые прячутся в этом свитке Торы", - и показал пальцем на здание правительства.
Белов был осужден по 282 статье уголовного кодекса, созданной в действующем виде, как неоднократно заявляла оппозиция, специально для борьбы с инакомыслием. Ранее критики закона утверждали, что настоящие экстремисты под действие статьи не попадают. В качестве примера попустительствующего отношения к экстремистам правозащитники приводили в пример именно лидера ДПНИ, открыто заявлявшего о своей позиции на телевидении и во время общественных дебатов, и позволявшего себе антисемитские и антиправительственные лозунги.
Скажем, на том же русском марше Белов позволил себе опасно близкие к нацизму лозунги "Нация превыше всего!" и "Россия будет белой!". Участники демонстрации в ответ на речи лидера ДПНИ вскидывали руки в так называемом римском приветствии и скандировали нелюбимую правоохранительными органами фразу "Россия для русских". Тогда неподсудность Белова недоброжелатели объясняли его связями с правоохранительными органами.
В сто раз меньше
Расцвет ДПНИ пришелся на 2006 год, когда численность движения оценивалась приблизительно в пять тысяч человек. Активисты борьбы с нелегальной иммиграцией участвовали в совместных операциях с ФМС, проводили многочисленные акции по всей стране, а Белов регулярно общался с прессой в качестве легального эксперта по межэтническим конфликтам.
Оппоненты тогда обвиняли ДПНИ в получении государственных денег, связях с ФСБ и участии в силовых акциях против активистов "оранжевых" движений - сторонников внесистемной оппозиции.
Слухи серьезно ударили по движению. Сейчас численность ДПНИ навряд ли превышает 50 человек по всей стране. Впрочем, стократные потери в личном составе нельзя объяснить одной причиной - можно вспомнить и раскол ДПНИ, и непрекращающиеся дрязги внутри националистического сообщества.
Увольнение из органов
29 апреля 2009 года Белов заявил о своем уходе из ДПНИ. Националист заявил, что грядущее осуждение его по 282 статье УК автоматически придаст ДПНИ статус экстремистской организации. Теперь борцов с нелегалами возглавляет "Национальный совет" из семи человек - брата Белова Владимира Басманова (Поткина), Андрея Кузнецова, Семена Пихтелева, Владимира Тора, Софьи Будниковой, Антона Сусова и Владимира Ермолаева. В тот же день в отставку ушел лидер националистического "Славянского союза" Дмитрий Демушкин.
Увольнение националистов недоброжелатели связали с увольнением начальника ГУВД Москвы Владимира Пронина. Писатель Эдуард Багиров разместил в своем блоге фотографию Белова, якобы снятую на праздновании "юбилея МВД". Рядом с Беловым Багиров увидел министра МВД Рашида Нургалиева. Багиров заявил, что "фашисты, оказывается, чуть ли не открыто входят в структуру МВД, а крышует их лично Пронин".
В тот же день аналогичное мнение высказал бывший сотрудник Фонда эффективной политики Глеба Павловского Тимофей Шевяков: "[Уход националистов – Лента.ру] конечно, совершенно никакого отношения не имеет к тому, что вышеуказанные организации уже года полтора как были переданы с баланса ФСБ на баланс МВД. Разумеется, безобразными, порочащими Честную Милицию являются и слухи о том, что часть изъятых стволов - равно как и пропавших ранее из вещдоков - ВНЕЗАПНО оказывались на руках боевиков вышеуказанных организаций". Похоже, присоединился к этому мнению и прокремлевский политолог Павел Данилин.
Конечно, заявление людей из одного лагеря можно считать не более чем провокацией, как в сторону Пронина, так и в сторону Белова и Демушкина. Но если принять их мнение во внимание, можно предположить, что Белов действительно не захотел участвовать в организации, которую в ближайшее время могут обвинить в экстремизме.
Свои и чужие
С другой стороны, можно предположить, что атака провластных людей была необходима, чтобы подчеркнуть новый курс милиции, принятый после скандала с майором Евсюковым.
В ходе процесса в Дорогомиловском суде Москвы наблюдатели не сомневались в реальности наказания Поткину со стороны органов власти, что удивительно, учитывая историю деятельности обвиняемого.
Итоговый приговор публика встретила равнодушно. Единственный заметный комментарий по поводу приговора Белова выпустил "Национальный совет ДПНИ".
"Мы считаем решение суда политическим и неадекватным, более того направленным на провокацию межнациональной розни и вражды в России, поскольку для сотен тысяч наших сограждан Александр Белов - является символом политического национализма", - говорится в заявлении совета.
"Символ политического национализма" Александр Белов признался "Ленте.Ру", что в ближайшее время он будет отдыхать и готовить к выпуску книгу о событиях в Кондопоге. "За 18 лет своей, так сказать, националистической деятельности я ни разу не был в отпуске", - пожаловался Белов.
Впрочем, перед отдыхом националист захотел пройти все тяжести судебных апелляций. В комментарии прессе Белов назвал приговор Дорогомиловского суда "абсурдом": "Получилось, что российский суд действительно признал Белый дом свитком Торы, да еще и решил, что в этом есть антисемитизм" и пообещал обжаловать приговор.
Из зала Дорогомиловского суда Белов вышел со словами "Слава Руси!" и "Смерть оккупантам!".
Анатолий Кетчер