Поиски и версии

На поверхности Атлантики найдены обломки исчезнувшего аэробуса Air France

Спустя сутки после того, как где-то над Атлантикой произошла катастрофа пассажирского аэробуса А330, ВВС Бразилии сообщили об обнаружении на поверхности океана возможных обломков самолета. Речь идет о "неких металлических частях", а также о посадочном кресле. Обломки найдены в 650 километрах к северо-востоку от архипелага Фернанду-ди-Норонья, то есть фактически в 1000 километрах от бразильского побережья в самой середине Атлантики, что соответствует примерному району падения самолета. Разумеется, пока никто окончательно не подтвердил, что обломки принадлежат пропавшему А330: для этого нужна экспертиза. Однако в данном случае, она, скорее всего, лишь подтвердит очевидное.

Обломки

Для обнаружения следов пропавшего аэробуса, на борту которого находились 228 человек, была организована масштабная поисковая операция. Бразилия направила на поиски три корабля и семь самолетов, в том числе Hercules C130, который занимался пеленгацией аварийного маяка пропавшего аэробуса, и Embraer R-99, бразильскую версию AWACS. США предоставили для поисков военный разведывательный самолет и команду спасателей. С французской стороны в поисковой операции приняли участие два патрульных самолета ВМС Breguet Atlantique II, а также Falcon 50. Поиски сконцентрировались на прочесывании района, где пилот бразильской авиакомпании ТАМ видел непонятные оранжевые точки на водной поверхности.

Информация о множестве оранжевых светящихся точек появилась в ночь на 2 июня и на фоне отсутствия каких-либо следов пропавшего рейса вызвала пристальное внимание. Экипаж самолета авиакомпании ТАМ заметил их, когда находился в воздушном пространстве Сенегала, пролетая рядом с маршрутом, которым должен был следовать исчезнувший аэробус. По словам командира экипажа, то, что он заметил внизу, было похоже на огонь. Таким образом, возникло предположение, что летчики видели горящие и тонущие обломки аэробуса А330 или их отблески на воде. Вместе с тем представители Air France заявили, что к этой версии нужно подходить осторожно. Отмечалось, что светящиеся оранжевые точки были обнаружены в 1300 километрах от архипелага Фернанду-ди-Норонья, то есть довольно далеко от того места, где с аэробусом была потеряна связь.

Тем не менее, сведения предоставленные экипажем самолета TAM, оказались зацепкой, позволившей скорректировать область поисков, что, как представляется, принесло свои плоды. В 14:04 по парижскому времени бразильские СМИ сообщили о том, что на поверхности океана в 870 километрах от архипелага Фернанду-ди-Норонья было замечено большое масляное пятно. Отмечается, что первым об этом заявил ведущий любительской радиостанции, проживающий на острове. Со своей стороны голландское информационное агентство BNO сообщило, что в 720 километрах от Фернанду-ди-Норонья в воде было обнаружено пассажирское кресло. Официальные лица Бразилии и Франции никак не прокомментировали эту информацию. Однако позднее, днем 2 июня, командование ВВС Бразилии выступило с заявлением, где фактически подтвердило неофициальные сведения.

Из него следует, что "подозрительные обломки" на поверхности океана были обнаружены еще ночью с помощью радара, установленного на бразильском самолете Embraer R-99. Сообщалось также, что среди обломков, по всей видимости, находится пассажирское кресло. Бразильские власти подтвердили обнаружение большого масляного пятна на поверхности воды примерно в том же районе, где пилот авиакомпании TAM видел оранжевые точки. Однако делать окончательные заявления ни Бразилия, ни Франция не спешат. Может быть, отчасти потому, что главной целью поисковой операции являются не обломки и не выжившие люди, которых скорее всего нет (хотя надежда умирает последней), а черные ящики, без которых все происшедшее с рейсом AF447 над Атлантикой остается покрытым мраком.

Версии

Молния: Тем не менее, предположения множатся. В настоящий момент существуют несколько версий. Первая из них - удар молнии. Эта версия основывается на автоматическом сообщении о повреждении в электроцепи, которое пришло с борта самолета за несколько минут до исчезновения аэробуса с экранов радаров. По некоторым данным, после первого сообщения одно за другим пришли еще несколько автоматических сообщений, которые свидетельствовали об обвальном выходе из строя бортовых систем. Все это, как предположил еще 1 июня французский министр Жан-Луи Борло, ведающий гражданской авиацией, могло стать следствием удара молнии, в то время когда самолет проходил грозовой фронт.

Однако многие специалисты усомнились в том, что причиной катастрофы мог стать именно удар молнии. Они напомнили, что на самолетах типа А330 расположены до пяти независимых источников электропитания, а также несколько электроцепей, которые работают автономно друг от друга. Полное обесточивание борта вряд ли возможно даже при наличии серьезных повреждений. Каркас современных самолетов выполняется из алюминия, а в некоторых узлах используются композитные материалы. В целом, самолет представляет собой своеобразную "клетку Фарадея": молния ударяет с одной стороны и выходит с другой, не причиняя лайнеру особого вреда.

По данным Французского центра воздушно-космических исследований (Onera), пассажирские самолеты получают удар молнии в среднем через каждую тысячу часов полета. Последний случай катастрофы самолета в результате удара молнии был зафиксирован в 1963 году. Тогда молния, попав в "Боинг-707" авиакомпании Pan Am, спровоцировала детонацию паров горючего и самолет просто взорвался. Однако с тех пор на самолетах появились соответствующие системы защиты. Впрочем, представители Air France и французских властей позднее уточнили, что молния и не могла быть единственной причиной катастрофы. Очевидно, что немаловажную роль сыграли другие неблагоприятные факторы.

Турбулентность. Ранее уже неоднократно сообщалось, что аэробус проходил грозовой фронт и попал в зону турбулентности. Однако при этом отмечалось, что А330 мог без труда справиться даже с сильными порывами ветра. Новые детали, однако, заставляют предположить, что рейс попал в куда более сложную ситуацию. По некоторым данным, аэробус мог оказаться в так называемой "экваториальной штилевой зоне", у которой, впрочем, есть, другое куда более выразительное название "pot au noir", что дословно можно приблизительно перевести как "темный горшок" или "черный горшок", а также как "западня" и "ловушка" (точная этимология названия не ясна).

"Черный горшок" является зоной межтропической конвергенции, где сталкиваются воздушные потоки из Северного и Южного полушария. В нижних слоях атмосферы возникают мощные восходящие движения воздуха, чему способствует также сильное прогревание нижних атмосферных слоев. Поднимаясь, воздух остывает, превращаясь в плотные кучево-дождевые облака. В обычных условиях такие облака не поднимаются выше 10000 метров, но в районе экваториальной штилевой зоны пробивают потолок и достигают высоты в 15 километров.

Самолет, таким образом, может оказаться в верхних слоях "черного горшка" - опаснейшей зоне, где господствуют такие сильные ветра, что им по силам разломить современный лайнер на множество кусков. Разумеется, пилоты их избегают. Однако рейс AF447 летел ночью, и у экипажа не было возможности увидеть, что они летят прямо в "черный горшок". Им оставалось полагаться лишь на метеорадар, но, возможно, этого оказалось недостаточно.

Теракт. Версия о том, что катастрофа могла произойти в результате попытки захвата самолета или теракта, еще 1 июня была отвергнута французскими властями. Между тем продолжают звучать предположения, что на самолете могло сработать взрывное устройство. Отмечается, что система досмотра в бразильских аэропортах слабее, чем в Европе, не говоря уже о США, и что террористы могли воспользоваться "слабым звеном", чтобы нанести удар. В этой связи вспоминают катастрофу "Боинга-747", который упал у шотландского Локерби в 1988 году. В его багажном отделении взорвалась бомба, установленная, как предполагают, таким образом, чтобы взрыв произошел как раз над Атлантикой. Только из-за того, что вылет был задержан на час, самолет взорвался над сушей.

Погибшие

Впрочем, пока еще никто не взял на себя ответственность за этот предполагаемый теракт. Кроме того, непонятно, против какой страны он мог быть направлен. Как отметили представители Air France, на борту находись граждане 31 государства. Среди них 72 француза (вместе с членами экипажа), 59 бразильцев, 26 немцев. Кроме того, злосчастным рейсом летели девять китайцев, девять итальянцев, шесть швейцарцев, пять британцев, пять ливанцев, четыре венгра, три норвежца, три словака, три ирландца, два американца, два испанца, два марокканца, два поляка, южноафриканец, аргентинец, австриец, бельгиец, канадец, хорват, датчанин, эстонец, гамбиец, исландец, голландец, филиппинец, румын, швед, турок и гражданин РФ - некто Андрей Киселев.

Сообщается, что в среду, 3 июня, в соборе Нотр-дам-де-Пари и в главной мечети Парижа будут молиться за всех пропавших. Власти Бразилии и Франции сдержанно заявляют, что, скорее всего, никому из них выжить не удалось. Между тем 2 июня британка Патриция Коакли, муж которой находился на борту аэробуса A330-200, заявила, что звонила своему супругу Артуру на мобильный телефон уже после катастрофы и слышала гудки. Таким образом, считает она, самолет не может лежать на дне океана: и телефон, а может быть и сам абонент, находятся в зоне досягаемости мобильных операторов. Всем остальным родственникам и близким пропавших пассажиров остается только надеяться, что это так.