Один из крупнейших авиасалонов мира – французский Ле Бурже – открылся "российскими днями". Во всяком случае, именно отечественная авиатехника пока пользуется на Ле Бурже особенным спросом. Правда, покупают ее исключительно компании, связанные с Россией. Крупные международные авиаперевозчики вкладываться в технику из России не спешат.
Ле Бурже является традиционной ярмаркой-распродажей авиатехники. Как правило, контракты на поставку тех или иных самолетов готовятся долгие месяцы, но объявляется о сделках только на Ле Бурже. Например, в 2007 году на французском авиасалоне было заключено рекордное количество сделок на общую сумму более чем в сто миллиардов долларов.
В кризисный 2009 год до этого рекорда Ле Бурже не дотянет: основные поставщики авиатехники европейский Airbus и американский Boeing не подготовили к авиасалону большого количества контрактов. Поэтому на первый план вышла российская авиатехника, которая в первые два дня Ле Бурже пользовалась особенным спросом.
Отечественные производители вполне могли бы подготовить контракты не к июньскому Ле Бурже, а к августовскому МАКСу, и, таким образом, поддержать авиасалон в подмосковном Жуковском. Однако в итоге был выбран вариант именно с Ле Бурже – чтобы показать всему миру, как хорошо продаются российские самолеты. Такая реклама отечественным лайнерам просто необходима: например, Sukhoi Superjet 100 изначально задумывался именно как экспортный самолет, однако пока его закупают по большей части российские авиакомпании.
Венгерский Superjet
До начала авиасалона во Франции у "Гражданских самолетов Сухого" (ГСС) было около 100 заказов на Superjet. 15 июня гендиректор "Сухого" Михаил Погосян заявил, что к концу года таких заказов будет 150.
В череду российских контрактов на Ле Бурже разнообразие внесли Qatar Airways и Airbus. Авиакомпания с Ближнего Востока 15 июня согласилась купить 20 A320 и четыре - A321.
Почти сразу же после этих слов SuperJet International (совместное предприятие итальянской Alenia и ГСС) подписало предварительный контракт с венгерской авиакомпаний Malev на поставку 30 SSJ-100 в комплектации на 98 пассажиров. Каталожная стоимость 30 SSJ-100 составляет около миллиарда долларов, но какую скидку россияне предложили венграм – неизвестно.
Формально Malev является иностранным заказчиком российской авиатехники, однако нет сомнений в том, что к принятию решения венгров подтолкнул акционер Malev – отечественный Внешэкономбанк.
Из почти 100 твердых контрактов на Sukhoi Superjet 100 почти треть оказалась в подвешенном состоянии из-за кризиса: как отмечает газета "Ведомости", их законтрактовали обанкротившиеся AiRUnion и "Дальавиа", а также допустившая дефолт по облигациям "Финансовая лизинговая компания".
Российской госкорпорации 49 процентов Malev достались от Бориса Абрамовича – бизнесмена, который на основе венгерской авиакомпании и российского альянса AiRUnion пытался создать конкурента "Аэрофлоту". Сделать это у Абрамовича не получилось: осенью 2008 года AiRUnion разорился, а в декабре 2008 года российские СМИ сообщили о передаче 49 процентов акций Malev российскому госбанку.
При этом, по данным источников газеты "Коммерсант", Борис Абрамович через ряд связанных с ним компаний продолжает владеть крупным пакетом акций Malev, однако весь он заложен все тому же Внешэкономбанку.
Российские СМИ уже отметили, что финансировать сделку между SuperJet International и Malev будет, скорее всего, именно ВЭБ. В банке не скрывают, что намерены поддерживать российский высокотехнологичный экспорт, в том числе и SSJ-100.
16 июня было объявлено и о еще одном крупном контракте на SSJ-100. "Гражданские самолеты Сухого" подписали твердый контракт на поставку пермской компании "Авиализинг" 24 своих гражданских самолетов. В каталожных ценах сумма сделки составляет около 715 миллионов долларов.
Твердый контракт готовился почти год: предварительное соглашение стороны подписали еще на авиасалоне Фарнборо, прошедшем в июле 2008 года. Несмотря на кризис, "Авиализинг" решил не отказываться от крупной сделки, надеясь найти авиакомпании, которые согласятся летать на его SSJ-100. Скорее всего, "Авиализинг" будет также работать в России, так что пока задача выхода на мировые рынки у "Гражданских самолетов Сухого" по-прежнему не решена. Новых же контрактов с иностранцами в ближайшее время ожидать вряд ли стоит: на августовском МАКСе обычно заключаются контракты между российскими компаниями.
Не только SSJ
В первый день Ле Бурже россияне заявили и о еще одной крупной сделке: принадлежащая правительству Москвы авиакомпания "Атлант-Союз" намерена купить у Объединенной авиастроительной корпорации 30 ближнемагистральных самолетов Ан-148 и 15 среднемагистральных Ту-204СМ. С учетом этих лайнеров получается, что портфель заказов российских самолетостроителей пополнился за Ле Бурже почти 100 заказами. От такой нагрузки они отвыкли: в последние время в России производилось всего по несколько самолетов в год.
По словам представителей "Ильюшин Финанс", которая станет поставщиком самолетов, твердый контракт стороны намерены подписать именно на МАКСе. Предварительное соглашение же стоит рассматривать, видимо, как рекламную акцию: если Superjet хоть как-то продается за рубеж, то с Ан-148 и Ту-204СМ дела пока обстоят неважно: ими пока интересуются в основном российские компании.
После оглашения двух предварительных и одного твердого контракта "российские дни" на Ле Бурже, скорее всего, закончатся. Главное дело для отечественных самолетостроителей сделано: они показали Европе, что российские самолеты могут пользоваться спросом. Теперь дело за малым – поставить Superjet и другие самолеты на конвейер и доказать их конкурентоспособность на рынке. В случае выполнения ранее объявленных планов по поставке первого Superjet покупателям уже в декабре 2009 года число заказов на российскую авиатехнику сможет в ближайшее время увеличиться.