8 июля Евгений Шевчук - спикер парламента непризнанной республики Приднестровье - объявил об отставке. Его заявлению предшествовали несколько месяцев конфликта, разгоревшегося между депутатами и президентом республики Игорем Смирновым из-за конституционной реформы. Уходя с поста спикера, Шевчук обвинил президентское окружение в попытке подмять под себя все ветви власти и заявил, что "для всех пришло время действовать", чтобы защитить страну от диктатуры. Некоторые уже расценили демарш (бывшего) спикера, которого давно прочили на место Смирнова, как начало его собственной президентской кампании.
Спор, который в итоге привел к отставке спикера, возник вокруг поправок в Конституцию, предложенных депутатами. Законопроект подразумевал увеличение полномочий Верховного совета (парламента) и усиление парламентского контроля над исполнительной властью. Комментируя поправки, Евгений Шевчук заявлял, что они помогут сделать власть более ответственной, а кроме того, уменьшить количество чиновников в республике. Помимо прочего депутаты по новой Конституции получили бы право в некоторых ситуациях назначать исполняющего обязанности главы государства.
Принять поправки депутаты успели только в первом чтении (это произошло 15 апреля). Президент и его окружение отреагировали немедленно: в тот же день президентская пресс-служба выступила с заявлением, в котором действия парламента были названы "недопустимыми". Было объявлено, что парламентарии нарушают Конституцию, поскольку "создают условия для вмешательства законодательной власти в деятельность исполнительной".
Пресс-служба Верховного совета отреагировала не менее оперативно. На сайте парламента с пометкой "срочно" появилось заявление, в котором граждан республики призывали "не поддаваться на возможные провокационные инсинуации". Утверждалось, что нападки на депутатский проект конституционной реформы "могут рассматриваться как воспрепятствование деятельности депутатов, что может квалифицироваться как нарушение Конституции, влекущее ответственность, предусмотренную законодательством".
Непосредственно президенту "ответственностью" депутаты, конечно, не пригрозили (кстати, и в выступлении 8 июля Евгений Шевчук воздержался от прямых выпадов в адрес Смирнова, хотя намеков сделал более чем достаточно). Впрочем, необходимости в этом не было. Спор вокруг поправок, предложенных депутатами в марте 2009 года, уже перешел на личности. Пресса, поддерживающая ту или другую сторону, пестрела обвинениями и разоблачениями. А после того, как поправки были приняты (в первом чтении), обвинений стало еще больше.
На защиту президента и его версии конституционной реформы (работа над альтернативными поправками была завершена в конце июня) бросились Координационный совет общественных объединений и Объединенный совет трудовых коллективов. Они заявили, что парламент, принимая поправки в Конституцию, вышел за рамки закона и теперь должен быть распущен. Вмешались и бывшие депутаты Верховного совета: они обвинили действующих депутатов в страшном - покушении на "президентскую вертикаль". А Объединенный совет трудовых коллективов Тирасполя уже в начале мая начал сбор подписей за роспуск парламента.
Евгений Шевчук занимал пост спикера парламента с 2005 года. В прошлом он работал в органах МВД Приднестровья. СМИ связывают Шевчука, равно как и его партию "Обновление", с финансово-промышленной группой "Шериф" (одной из крупнейших в Приднестровье). "Шериф" владеет сетью магазинов, хлебокомбинатом, вино-коньячным заводом, футбольным клубом и другими активами.
Парламент в итоге давления не выдержал: в конце мая поправки в Конституцию, предложенные депутатами, были отозваны. Однако конфликт между законодательным органом и президентом не только не утих, но разгорелся еще сильнее. Сторонники Смирнова в начале июня стали пикетировать здание парламента и офис партии "Обновление" (партии, лидером которой является Евгений Шевчук и которая имеет в парламенте большинство мандатов). Пикетчики требовали роспуска Верховного совета и держали плакаты с лозунгами типа "Обновление - геть!" и "Депутаты - верните власть народу!".
"Общественники" не унимались: на заседании 9 июня Координационный совет общественных объединений прозрачно намекнул, что депутатов можно обвинить в экстремизме и антигосударственной деятельности ("Общественность задается вопросом, - говорилось в принятом заявлении, - не соответствует ли деятельность депутатов признакам экстремистской деятельности, направленной на подрыв безопасности Приднестровья"). Партию "Обновление" при этом упрекнули в том, что она в условиях экономического кризиса спровоцировала конфликт ветвей власти, и назвали "полностью дискредитировавшей себя политической структурой, обслуживающей интересы олигархического капитала".
Последовали и более прозаические обвинения. Общественности было объявлено, что Шевчук, к примеру, имеет роскошную дачу, в которой "стоимость одного только забора равна многолетней зарплате приднестровского бюджетника" (как писала об этом официальная "Ольвия-пресс" - агентство, учрежденное президентом Приднестровья). А жену вице-спикера парламента Анатолия Каминского и вовсе обвинили в причастности к содержанию притона. Речь шла о баре "Белый шар" в городе Рыбница: он считался закрытым на ремонт, но в ночное время использовался в качестве борделя (в ходе следствия организатору преступления были также предъявлены обвинения в продаже девушек в сексуальное рабство за границу). При этом компромат на супругу депутата выдали лидер Координационного совета общественных организаций Владимир Воеводин и лидер Объединенного совета трудовых коллективов Иван Торган в эфире государственного телеканала. Каминский после этого подал на обоих в суд, отметив, что порочащие его жену высказывания являются частью "развернутой кампании по дискредитации Верховного совета".
Парламент, как мог, отбивался от критики. На сайте Верховного совета публиковались сочувственные письма граждан, которые всячески поддерживали депутатов в конфликте с президентом и благодарили их за заботу о народе. Отдельных благодарностей удостоился сам Евгений Шевчук, заслугой которого авторы писем (в частности, пенсионеры) назвали договоренности с Россией о предоставлении гуманитарной помощи.
Один из пенсионеров намекнул, что хотел бы видеть Шевчука президентом. "Смотрите на все страны. Скажем, не все, а на многие страны: выбирают молодых, перспективных, - заявил он. - И вот взять Россию: значит, Медведев - молодой, Путин - молодой. Почему у нас боятся, что Шевчук молодой? Он перспективный, молодой и перспективный".
По информации "Коммерсанта", российские власти в конфликте между Смирновым и Шевчуком готовы принять сторону последнего. "В обиду мы его не дадим - это однозначно, - заявил изданию источник на Старой площади. - Выпад он сделал верный, и ситуация в республике в целом соответствует той характеристике, которую он дал в парламенте". В пользу версии, согласно которой Шевчук может получить поддержку России, может свидетельствовать, например, тот факт, что его охотно принимают в Москве (с визитами в российской столице спикер бывал довольно часто), а его партия "Обновление" связана соглашением о сотрудничестве с "Единой Россией".
Свое увольнение "молодой и перспективный" обставил как раз так, как и полагается политику, который решил перейти в оппозицию и замахнуться на президентское кресло. Депутатам, перед которыми выступал Шевчук, было объявлено, что страна в опасности, что ее разъедает коррупция и что президентское окружение с помощью собственного проекта Конституции (его разработала специальная комиссия при президенте) пытается установить в республике "монархию". Затем уходящий спикер объявил, что "люди ждут перемен", и выразил готовность предпринять "энергичные действия в рамках действующей Конституции, чтобы, объединившись, локализовать усугубление неадекватности ряда ответственных лиц и на предстоящих выборах открыть новую страницу".
Какие конкретно выборы имеются в виду, он не уточнил. Ранее, отвечая на вопросы читателей Ленты.Ру, Шевчук заявил, что его партия "Обновление" будет принимать участие во всех избирательных кампаниях, включая президентскую.
Учитывая, что очередные выборы президента в республике пройдут только в 2011 году, переход в оппозицию (и, соответственно, возможность демонстративно отмежеваться от действующей власти, частью которой Шевчук был до сих пор) может показаться преждевременным. Впрочем, времени у действующего состава парламента может оказаться не так уж и много: альтернативные поправки в Конституцию, разработанные президентской комиссией, предусматривают переформатирование парламента (в частности, введение второй палаты) и, как следствие, досрочное прекращение полномочий депутатов. Как раз это в президентском проекте явилось одним из главных объектов критики со стороны парламента. Депутаты опасаются, что Смирнов и его окружение используют ситуацию, чтобы поменять парламент на более лояльный: помимо прочего за счет того, что при переходе от одного варианта Конституции к другому Избирательный кодекс, возможно, применяться не будет, а порядок выборов будет определять исключительно президент.
Между тем с принятием президентского варианта поправок могут возникнуть сложности. Большинство в Верховном совете по-прежнему имеет партия Шевчука (да и сам он сдавать депутатский мандат вроде бы не собирается). Впрочем, президент и его окружение (вынудив депутатов отозвать первый вариант поправок) уже продемонстрировали, что могут при необходимости надавить на парламент и добиться нужного решения. И если парламентарии откажутся голосовать за предложенную им "монархическую Конституцию", то они могут согласиться вынести ее на референдум (соответствующее решение также утверждается парламентом). А Смирнову останется только "правильно" посчитать результаты голосования.