В среду, 22 июля, под Марселем начался пожар, локализовать который удалось лишь к утру четверга. Происшествие уже назвали одним из самых серьезных во Франции за последние три года, однако не столько это шокировало общественность, сколько причина возгорания. Выяснилось, что второй по величине город страны чуть не сожгли военнослужащие Иностранного легиона, проводившие учебные стрельбы на военной базе Карпьянь (Carpiagne) неподалеку от Марселя.
Оказалось, что солдаты первого полка Иностранного легиона использовали для учений трассирующие патроны – боеприпасы, которые позволяют отслеживать траекторию полета. В задней части трассирующей пули находится пиротехнический состав, который загорается после вылета из ствола.
Трудно предположить, что военным было неизвестно о зажигательных свойствах трассирующих боеприпасов. Также невозможно поверить, что они не обратили внимания на жару, которая стояла на юге Франции на протяжении последних дней. Так или иначе, но эти два фактора сделали свое дело, и то, что окрестности Марселя вскоре запылали, было лишь делом техники.
В результате огнем оказались охвачены около 1100 гектаров, заросших кустарником и хвойным лесом. Из пригорода Марселя, Труа-Пон (Trois-Pont), пришлось эвакуировать жителей, в том числе – 120 обитателей дома престарелых, многие из которых передвигаются только на инвалидных креслах. Благодаря слаженной работе местных властей человеческих жертв удалось избежать: лишь один пожарный получил ожоги и еще четверым спасателям понадобилось лечение от отравления дымом.
Точный ущерб от пожара еще предстоит оценить. Так, пока неясно, сколько именно домов уничтожило пламя. Первоначально бригада пожарных сообщала, что пламя подобралось к нескольким десяткам жилых строений, однако потом выяснилось, что огонь не нанес серьезного ущерба зданиям. Тем не менее, в местном спортивном зале, куда были отправлены эвакуированные местные жители, журналисты нашли людей, потерявших дома, машины и все имущество.
Французский Иностранный легион был создан в 1831 году. В него нанимали оказавшихся на территории страны иностранных солдат: таким образом власти смогли одновременно обзавестись новым мощным подразделением и обезопасить своих граждан от потенциальной угрозы. Легион принимал участие в обеих мировых войнах и до сих пор проводит боевые операции, преимущественно в странах Африки. В настоящее время он состоит из танковых, пехотных и саперных войск. Сегодня легионерами могут стать как иностранцы, так и французы. Личный состав подразделения – 7700 человек.
Сам Марсель, благодаря действиям пожарных, практически не пострадал от огня, только небо над ним заволокло густым черным дымом. Другие пригороды, по сравнению с Труа-Пон, пострадали не столь сильно - небольшие участки выгорели в Сен-Мартен-де-Кро (Saint-Martin-de-Crau) и Шатонеф-ле-Мартиг (Chateauneuf-les-Martigues). Еще один населенный пункт, Ля-Барасс (La Barasse), жители покинули сами, хотя распоряжение об эвакуации не отдавалось.
На борьбу с огнем были отправлены около 500 специалистов, которым помогал пожарный вертолет. Тушение было затруднено не только из-за засушливой погоды, но и из-за сильного ветра, которые если и утихнет, то не раньше вечера четверга. Поэтому пожарные остались на месте происшествия – они будут следить, чтобы огонь не раздуло вновь.
Однако новости о прекращении пожара и небольшом ущербе не смогли утихомирить гнев местных властей и жителей, который обрушился на виновников случившегося – легионеров. Местный префект Мишель Саппен прямо назвал действия военных "идиотскими", и эта характеристика попала в заголовки газет. Саппен напомнил, что это не первый случай, когда солдаты подожгли земли, которые должны были защищать. Подобное уже происходило в 2008 году на военной базе Канжер (Canjuers), крупнейшей в Европе.
К осуждению присоединился мэр Марселя Жан-Клод Годен, который иронично заявил, что человек, разрешивший открыть учебный огонь несмотря на жару и сильнейший ветер, был явно не местным.
Легионеры не стали отпираться и признали свою ответственность за произошедшее. Полковник Бенуа Рояль сообщил, что решение стрелять трассирующими патронами было принято не только в обход здравого смысла, но и в нарушение отданных приказов. Из-за этого командир, ответственный за проведение учений, был временно отстранен от военной службы.
Будет ли безымянный военнослужащий единственным, с кого спросят за пожар, пока не ясно. Однако Ги Тессье (Guy Tessier), депутат нижней палаты французского парламента (Национальной ассамблеи), представляющий Марсель, заявил, что потребует проведения независимого расследования – отдельно от армейского и полицейского. Однако очевидно, что наказать виновных – далеко не так трудно, как защитить свою страну от идиота, да еще и с оружием в руках.