Мало кто из светских знаменитостей в 2009 году переживает такие катаклизмы, как Анни Лейбовиц, самый высокооплачиваемый и едва ли не самый знаменитый фотограф в мире. Если с февраля ее по нарастающей преследовали финансовые неприятности, то в начале сентября к ним прибавился иск по обвинению в использовании чужих работ.
Анни Лейбовиц 2 октября исполнится 60 лет. У нее трое детей, причем старшую дочь она родила в 51 год, а двух младших близнецов выносила и родила четырьмя годами позже суррогатная мать. Лейбовиц была многолетней любовницей (она любит подчеркивать именно это слово - не возлюбленная, не партнер) писательницы Сьюзен Зонтаг. Лейбовиц принадлежит несколько десятков по-настоящему знаменитых фотографий последних 40 лет, в том числе, легендарная обложка журнала Rolling Stone с Джоном Ленноном и Йоко Оно, не менее известная обложка Vanity Fair с беременной Деми Мур, обложка самой знаменитой пластинки Брюса Спрингстина "Born in the USA". Лейбовиц фотографировала едва ли не всех медиа-звезд - от Тома Круза и Дэвида Бекхэма до королевы Елизаветы II. Каждый ее снимок или сессия - это событие, о котором предупреждают заранее и которого ждут. Ее персональные выставки проходят в самых престижных музеях Европы и Америки. Словом, терпением и трудом эта женщина создала себе умопомрачительную биографию, завиднейшее портфолио и зарплату в 2 миллиона долларов в год, которую ей платит концерн Conde Nast, издатель Vanity Fair.
Мало кто знал, что Анни Лейбовиц, несмотря на внешнее благополучие, то есть обилие не только заказов, но и недвижимости на Манхэттене и в штате Нью-Йорк, уже довольно давно живет в не лучшем финансовом положении, к тому же, она не очень удачно распоряжалась своими активами. В итоге, в феврале 2009 года, когда мировой финансовый кризис уже давно перестал быть новостью, а некоторые оптимисты уже завидели слабо брезжащий свет в конце тоннеля, американские газеты написали о феноменально невыгодных условиях, на которых нью-йоркская финансовая компания Art Capital одолжила осенью и зимой 2008-го 15,5 миллиона долларов Лейбовиц. Оказывается, гранд-дама фотографии передала под залог не только свои дома в Гринвич-Виллидж и сельский дом (общей стоимостью около 40 миллионов долларов), но и права на свои снимки, причем как уже созданные, так и будущие (еще 50 миллионов, по оценке Art Capital). Более того, AC отныне представляет ее коммерческие интересы.
Как выяснилось летом, 15,5 миллиона были только частью займа. К началу осени эта сумма выросла до 24 миллионов, причем кредиторы обвинили Лейбовиц в том, что подписала контракт на фотопроекты для компании Getty, то есть нарушила условия договора с Art Capital. 5 сентября суд разрешил фотографу не отвечать на претензии в течение еще месяца, что, правда, не отодвигает срок выплаты долга - 8 сентября. Аналитик юридической фирмы Andrews Kurth LLP, специализирующейся на тяжбах в мире искусства, сказал в интервью агентству Bloomberg, что наилучшим выходом для Лейбовиц было бы срочное банкротство и переход под защиту суда по делам о несостоятельности.
И вот в этот самый крайне неприятный момент на сцену вышел итальянский фотограф, сиенец Паоло Пиццетти, подавший иск против Лейбовиц и требующий от нее 150 тысяч долларов плюс еще некую неназванную сумму. Оказывается, в апреле 2008 года Пиццетти получил от Лейбовиц задание: поискать места для будущей рекламной кампании LavAzza, итальянского производителя кофе. Сиенец снимки сделал, отправил их в Америку, но вскоре Лейбовиц написала ему, что не приедет в Италию. Две фотографии Пиццетти, впоследствии, по словам истца, оказались использованы в календаре LavAzza, который готовила Лейбовиц. Итальянец утверждает, что американская знаменитость без разрешения и без предупреждения распорядилась его снимками римского фонтана Треви и венецианской площади Сан-Марко, вмонтировав в них свои фотографии моделей. Интересно, что календарь LavAzza вышел еще в октябре 2008 года, однако с иском Пиццетти подождал почти полный год. Тем временем юристы Лейбовиц не комментируют перспективы тяжбы: они еще не получили бумаги из суда. До сих пор, кажется, Лейбовиц в плагиате никто не обвинял, и если Пиццетти удастся доказать свою правоту, то ущерб репутации Анни будет нанесен огромный.
Разумеется, и утрата прав на фотографии, если это произойдет, будет большим ударом для Анни Лейбовиц, но никто не отнимет у нее ни славы, ни имени, ни мастерства: фотографом знаменитостей номер один просто так не становятся. В конце концов, каталог песен The Beatles принадлежит отнюдь не бывшим битлам и их наследникам, а концерну Sony и компании покойного Майкла Джексона. Странно, но факт. И это не мешает, скажем, Полу Маккартни быть одним из самых состоятельных людей в мире популярной музыки. То же и с плагиатом: кого в нем только не обвиняли, включая Джорджа Харрисона и Дэна Брауна. Однако не было случая, чтобы такие тяжбы прибавили популярности истцам.