Известный питерский композитор-авангардист Леонид Десятников неожиданно для всей артистической общественности был назначен музыкальным руководителем Большого театра. Автор скандальных "Детей Розенталя" пообещал заниматься "консалтингом, супервизией и психотерапией" и сделать из Большого "нормальный театр". Видимо, этот театр все-таки будет обладать "чертами творческой организации", в чем нынешнему Большому отказал предшественник Десятникова дирижер Александр Ведерников.
Предложение заведовать музыкой в ГАБТ композитор, как он признался, принял от неожиданности: настолько оно его удивило. "В Большом, конечно, должно быть много Верди, много названий популярного мирового репертуара, русской классики и новой музыки, но главное, в чем он нуждается, - это чтобы вокруг него было меньше пафоса и ненужной риторики", - прокомментировал свое назначение Десятников на пресс-конференции в Большом 22 сентября.
Рассказав о планах и премьерах, Десятников, если не считать упоминаний о консалтинге и психотерапии, почти никак не прокомментировал свои должностные обязанности. Появляться в Москве по работе композитор будет нечасто: в интервью порталу Openspace он отметил, что намерен приезжать только накануне очередной премьеры и в связи с "ритуальными процедурами, которые требуют формального присутствия".
Более-менее ясно композитор раскрыл свою роль только в интервью "Коммерсанту": "Ситуация сложилась таким образом, что в отсутствие Александра Ведерникова все решения, которые будет принимать администрация театра, не будут считаться легитимными хотя бы потому, что там нет людей с высшим музыкальным образованием. Я своим присутствием призван как бы легитимизировать и сделать эту ситуацию более комфортной".
Опера
В этих словах таится определенная двусмысленность. Как бы не вышло так, что в ГАБТ всем будет распоряжаться "администрация", а именно генеральный директор Анатолий Иксанов, экономист и хозяйственник, которому Десятников нужен лишь как легитимный посредник. В то же время тандем Иксанова и Десятникова может оказаться и продуктивным, если в Большом наконец удастся разделить творческое и административное руководство.
Проблема такого разделения в июле привела к отставке предшественника Десятникова - дирижера Александра Ведерникова, который с тех пор неоднократно критически высказывался о руководстве театра в прессе. В августе, например, в интервью "Известиям", он обмолвился, что Большой театр "не обладал чертами творческой организации". Из-за конфликта интересов в феврале 2008 года ГАБТ также покинул хореограф Алексей Ратманский, который признавался, что директорские обязанности почти не оставляют ему времени на настоящую работу.
По мнению Ведерникова, "назначение Десятникова находится в русле той логики, что в Большом в принципе не должно быть творческого руководства". "Логика принятия решений в театре в основном не творческая – во главе театра стоит чиновник", - цитирует слова Ведерникова РИА Новости. По мнению дирижера, Десятников – человек "крайне интеллигентный" и не способный на "жесткое отстаивание творческих интересов".
Один из самых известных современных российских композиторов. Помимо оперы "Дети Розенталя", он написал такие произведения, как камерная опера "Бедная Лиза" и кантата на стихи Державина "Дар". Десятников также является автором музыки к фильмам "Подмосковные вечера", "Мания Жизели", "Дневник его жены", "Кавказский пленник", "Москва" и ряду других картин.
Примечательно, что пост главного дирижера театра, как обещал Иксанов, остался вакантным, что само по себе не менее необычно, чем приглашение композитора на должность музыкального руководителя. Дело в том, что традиционно главным дирижером и музыкальным руководителем театра является один человек. В отсутствие главного дирижера Большой театр будет сотрудничать сразу с пятью приглашенными: Александром Лазаревым, Василием Синайским, Кириллом Петренко, Владимиром Юровским и Теодором Курентзисом.
Представленный на пресс-конференции новый начальник отдела перспективного планирования ГАБТ известный музыкальный критик Михаил Фихтенгольц заявил, что такие имена "сделают честь любому крупному театру мира". При этом разумно задаться вопросом о том, как пять совершенно разных музыкантов будут формировать единый облик Большого театра и сможет ли Десятников как-то собрать эту мозаику.
Впрочем, не похоже, что Десятников ставит перед собой задачу интеграции. Скорее, он видит свою роль в "поддержании работоспособности" ГАБТ. На вопрос корреспондента "Коммерсанта" о том, сможет ли он принести в театр что-то "уникально свое", Десятников ответить не смог. Вместо этого он назвал свое назначение "интерлюдией" и "длящимся моментом некоей переправы".