Американское правосудие может праздновать большую победу. Спустя три десятка лет ему удалось настигнуть одного из самых разыскиваемых преступников конца XX века. Беспрецедентность этой победы заключается в том, что беглец все эти годы не только совершенно открыто проживал на территории Франции и был желанным гостем во многих странах Старого Света, но и умудрился за это время завоевать высшую кинематографическую награду США. Получил ли постулат о равенстве всех перед законом очередное подтверждение или Роман Полански просто стал заложником в большой политической игре?
Вся жизнь Романа Полански - это череда невероятных испытаний, пережить которые под силу далеко не всем. Гибель матери в Освенциме, детство в краковском гетто, смерть находившейся на восьмом месяце беременности жены от рук убийц - весь это кошмар не только не сломил Полански, но и оставил ему силы для создания таких шедевров, как "Ребенок Розмари", "Китайский квартал" и обласканный американской киноакадемией "Пианист". И если бы не странные события, случившиеся в 70-х годах прошлого века, Полански наверняка продолжал бы пользоваться в США всеми благами и сочувствием, которые гарантируются его происхождением, трудным детством, семейной драмой и достижениями в кинематографе.
Но в 1977 году режиссер оказался в центре безобразного скандала, и на суде прозвучало одно из самых страшных в США обвинений - "педофилия". Каким образом 13-летняя Саманта Гейли оказалась тогда в доме Джека Николсона, чтобы позировать для фотосессии, которую Полански должен был подготовить для французской версии журнала Vogue, сейчас уже не столь важно. В протоколе со слов потерпевшей было зафиксировано, что режиссер поил ее шампанским, потчевал какими-то препаратами, а затем склонил к сексу, в том числе и оральному.
Этого оказалось вполне достаточно, чтобы против Полански было выдвинуто обвинение по шести пунктам, но после того, как он пошел на сделку со следствием и согласился признать себя виновным, суд принял к рассмотрению дело, в котором значилось лишь совращение малолетней. По приговору Полански пробыл в тюрьме 42 дня, и, как полагали тогда его адвокаты, на этом все должно было закончиться. Но затем стало известно, что суд готов пересмотреть соглашение режиссера с обвинением. Перспектива нового тюремного заключения не устраивала Романа Полански, и он покинул страну, перебравшись сначала в Великобританию, а затем и во Францию, где восстановил гарантированное ему по праву рождения гражданство.
И вот тут и началась эта удивительная история с его поимкой, длившаяся три десятилетия, за которые он успел вновь жениться и получить "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах, "Золотого медведя" Берлинского кинофестиваля, "Золотого льва" Венецианского фестиваля за достижения в течение карьеры, премию "Оскар", премию "Сезар", "Золотой глобус" и премию британской киноакадемии BAFTA за лучшую режиссуру.
Полански беспрепятственно путешествовал по Европе, избегая появляться лишь в Великобритании, посещение которой наверняка грозило бы ему экстрадицией. Впрочем, с английской Фемидой ему все же пришлось столкнуться в 2005 году, когда состоялся суд по его иску к журналу Vanity Fair, опубликовавшему статью о взаимоотношениях режиссера с юной моделью, которые якобы возникли вскоре после убийства его жены. Процесс сам по себе вошел в историю британской юриспруденции, так как на нем истец впервые давал показания посредством телемоста. В тот раз Полански выиграл суд, получив в качестве компенсации 50 тысяч фунтов стерлингов.
В начале 2008 года на кинофестивале "Сандэнс" был показан документальный фильм "Роман Полански: разыскиваемый и желанный", вскрывший некоторые процессуальные нарушения, имевшие место во время суда над Полански. Адвокаты режиссера немедленно отреагировали прошением в Федеральный окружной суд в Лос-Анджелесе о снятии обвинений с их клиента в связи с выяснившимися новыми обстоятельствами. За режиссера вступилась и его бывшая жертва: теперь уже 45-летняя Саманта попросила прекратить уголовное преследование ее обидчика, полагая, что он уже "расплатился за свой поступок", и стремясь избежать нового и несомненно публичного обсуждения пикантных подробностей их давней встречи.
В феврале 2009 года судья Питер Эспиноза постановил, что дело будет рассмотрено лишь в том случае, если сам Полански предстанет перед судом до 7 мая текущего года. Режиссер в суд не явился. Вполне возможно, именно это и переполнило чашу терпения американского правосудия, а может, все дело в корпоративной обиде, ведь Полански фактически обвинил систему в заговоре против него. За "беглеца" взялись всерьез.
27 сентября по приглашению организаторов международного кинофестиваля в Цюрихе Роман Полански прибыл в Швейцарию, где был тотчас же арестован. После некоторого замешательства представители швейцарского министерства юстиции разразились умильным пояснением, из которого следовало, что никакого давления на них со стороны американских коллег не было, а была лишь их собственная приверженность международным соглашениям о поиске и задержании разыскиваемых преступников. Почему же Полански, неоднократно бывавший в принадлежащем ему доме в курортном Гстааде, не был арестован ранее, хранители закона скромно умолчали.
Ситуацию несколько прояснила служба американских маршалов, поведавшая, что все прежние попытки задержания Полански не были успешны, так как... никто не мог заранее предсказать, куда и когда направится знаменитый режиссер. В случае же с кинофестивалем в Цюрихе все было иначе, и стражи закона успели подготовиться.
Теперь у США есть 60 дней, чтобы на законных основаниях потребовать экстрадиции Полански, а у самого режиссера есть право подать апелляцию, которая может отсрочить ее на неопределенный срок. Но дело уже не в этом. А в том, что история с поимкой обладателя всех возможных кинематографических регалий давно стала юридическим фарсом независимо от степени его виновности.
Что стоит за столь неожиданно возникшим пристрастием Берна к соблюдению всех норм международного права? Возможно, стремление продемонстрировать на каком-нибудь ярком примере равенство всех перед законом. Но вероятнее всего, это всего лишь желание половчее "лизнуть" большого американского брата после неприятного конфликта между крупнейшим швейцарским банком UBS и министерством юстиции США в середине 2009 года. Напомним, что 19 августа 2009 года UBS подписал соглашение с правительством США о выдаче американским властям информации о 4450 клиентах банка, часть из которых подозревалась в уклонении от уплаты налогов.
Для самих США этот юридический прецедент не сулит ровным счетом никаких дивидендов, ибо торжество правосудия в данном случае базируется на безобразной провокации, которая, несомненно, вызовет всплеск эмоций в Голливуде и протесты со стороны европейских партнеров. Вероятно, весь этот спектакль и разыгрывался для того, чтобы дать картинный щелчок по носу слишком самостоятельным друзьям - вроде Франции, к правительству которой, к слову, США никогда не обращались ранее с требованием покарать именитого беглеца.
А далее, после драматической паузы, на сцену может выйти президент США, чтобы воспользоваться своим правом помиловать Романа Полански, и триллер длиною в три десятка лет, по насыщенности событиями превосходящий самые лучшие образцы этого жанра, завершится. Занавес! Аплодисменты!
Андрей Воронцов