Французская сеть Carrefour ("Перекресток"), второй по величине ритейлер мира, продает бизнес в России и уходит с рынка, не проработав на нем и трех месяцев. Компания заявила, что не видит перспектив развития бизнеса в России, поскольку не сможет занять лидирующие позиции на рынке. Ранее акционеры Carrefour потребовали от менеджмента компании свернуть бизнес в Китае и Бразилии.
История с выходом Carrefour на российский рынок длится по меньшей мере уже десятилетие. На рынках Восточной Европы Carrefour начала работать в середине 1990-х. Так, первый супермаркет в Чехии компания открыла в 1996 году, в Польше - в 1997 году. Выходу на российский рынок французам помешал кризис 1998 года. В 2007 году Carrefour, долго изучавшая российский рынок, все же зарегистрировала для работы в России ООО "Карфур рус". Тогда же деловые СМИ писали, что компания попытается выйти на российский рынок за счет поглощения местного игрока.
Carrefour всегда пытается попасть в тройку крупнейших торговых сетей, а в тех странах, где достичь этой цели невозможно, попросту не начинает свою деятельность.
Carrefour начиналась с небольшой сети гастрономов во Франции. В 1960-е годы компания открыла первый в мире супермаркет, став родоначальником этого формата розничной торговли. Сегодня ей принадлежат более 15 тысяч магазинов в десятках стран мира.
В России французы пытались начать экспансию по такому же принципу. В 2008 году Carrefour претендовала на покупку петербургской сети гипермаркетов "Лента", однако ее владельцы отложили продажу акций, не сумев сойтись в цене с покупателями. Тогда Carrefour нашел другую цель для поглощения, начав переговоры о покупке ритейлера "Седьмой Континент".
Carrefour предложила купить 74,8 процента акций "Седьмого континента" и 85-99 процентов компании "Мкапитал", которой принадлежит недвижимость сети, у бизнесмена Александра Занадворова в конце февраля 2009 года. Указанный пакет акций "Семерки" находился с осени 2007 года в залоге у Deutsche Bank, которому Занадворов задолжал 560 миллионов долларов. На продажу ценные бумаги сети супермаркетов были выставлены Deutsche Bank еще в ноябре 2008 года.
Летом 2009 года переговоры Carrefour и "Семерки" были неожиданно прерваны. Французская сеть предлагала 1,25 миллиарда долларов за обе компании ("Седьмой континент" и "Мкапитал") , не включая их задолженность, но эта сумма не устроила миноритариев "Седьмого континента". Капитализация "Седьмого континента" на момент срыва сделки составляла 720 миллионов долларов.
Кстати, "Семерка" все же досталась французам, но не из Carrefour, а из инвестбанка Natixis, который перекупил у Deutsche Bank большую часть задолженности Занадворова, получив в залог 45 процентов акций московской торговой сети. Всего права залога на контрольный пакет ритейлера распределились между тремя кредиторами: Natixis, американской группой фондов Spinnaker Capital и структурами Альфа-групп. При этом Natixis продлил Занадворову срок выплаты кредита на 7 лет.
Один в поле
В результате в России Carrefour начала работать самостоятельно, открыв по одному гипермаркету в Москве и Краснодаре (оба расположены в арендованных помещениях). Carrefour также подписала контракт на аренду площади под второй гипермаркет в Москве, который сеть планировала достроить в 2011 году.
В сентябре стало известно, что "Карфур рус" начала резко сокращать инвестиции в развитие на российском рынке и отказываться от сделок по покупке земельных участков в российских регионах под собственные гипермаркеты. Позже источники Reuters сообщали, что Carrefour начала сокращать сотрудников в России, а в начале октября и вовсе заморозила все планы по развитию бизнеса в стране. Пресс-служба Carrefour в России это опровергала.
Между тем, в конце сентября стало известно, что акционеры Carrefour потребовали от руководства компании продать ее китайское и южноамериканское подразделения. Компания Colony Capital и владелец производителя товаров роскоши LVMH Бернар Арно (Bernard Arnault), которым принадлежит по 13,5 процента акций Carrefour, заявили, что продажа активов поможет сберечь их инвестиции. С марта 2007 года капитализация Carrefour снизилась на 30 процентов.
Интересно, что еще в начале сентября менеджмент Carrefour объявил о намерении активнее развивать бизнес в Бразилии, Индии, Китае и России, то есть странах БРИК.
Ориентированность французской сети на внешние рынки подтверждается тем, что она получает более половины своей выручки за пределами Франции. Однако на втором месте по важности после Франции у Carrefour – развитие бизнеса в Испании, Италии и Бельгии (28 процентов выручки). Развивающиеся страны в число приоритетных у менеджмента Carrefour не входят.
"Компания решила продать бизнес в России по причине отсутствия перспектив органического роста и возможностей совершать сделки по поглощениям в краткосрочной и среднесрочной перспективе, что позволило бы Carrefour занять лидирующие позиции на рынке", - говорится в пресс-релизе ритейлера. При этом Carrefour не сообщил, найдены ли желающие приобрести его бизнес в России, а владельцы помещений, с которыми компания ранее подписала договора на аренду, грозят ей штрафами.
В ноябре 2008 года стало известно, что Wal-Mart, крупнейший ритейлер в мире,
зарегистрировала ООО "ВМ истерн юроп холдингз, ЛЛК", стопроцентную "дочку" в России. Однако по-прежнему неизвестно, будет ли сеть развиваться самостоятельно, либо, как и Carrefour ранее, постарается купить активы на российском рынке.
Перед взлетом
Российский рынок розничной торговли сейчас переживает не лучшие времена. Минэкономики предсказало сокращение розничной торговли в России на 6 процентов в 2009 году. Однако уже в следующем году ситуация начнет постепенно улучшаться.
По данным международного аналитического агентства Nielsen, которые приводит Reuters, после затяжного падения с ноября 2008 года к сентябрю 2009 года индекс потребительской уверенности россиян вырос на 6 пунктов. При этом уже каждый второй россиянин, согласно опросу Nielsen, оценивает свое финансовое положение как хорошее или отличное, хотя лишь треть из них считает ближайший год удачным периодом для покупок.
Nielsen также отмечает, что из магазинов россияне чаще выбирают дискаунтеры и открытые рынки, хотя снижение покупок в гипермаркетах и супермаркетах прекратилось.
Прогноз Минэкономики на 2010 год предусматривает рост торговли уже на 1,5 процента, в 2011 году - на 3,4 процента, а в 2012 году - на 3,8 процента. Гораздо радужнее долгосрочные перспективы. По мнению консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers, в 2050 году Россия будет занимать лидирующее положение среди семи крупнейших стран с быстро растущей экономикой по доходам населения.
Решение Carrefour на фоне этих данных может показаться несколько странным. Однако может, оно и к лучшему. Ведь, достаточно вспомнить все мытарства шведской IKEA, чтобы у менеджмента любого иностранного ритейлера отпало всякое желание самостоятельно развивать бизнес в России.