Новости партнеров

Главный по рок-н-роллу

Киту Ричардсу подарили бессмертие

18 октября бессменный гитарист британской группы The Rolling Stones Кит Ричардс получил награду Scream Awards, учрежденную американским телеканалом Spike. Ничего необычного в том, что великого музыканта наградили очередной премией, не было - заслуги гитариста на ниве рок-н-ролла отмечают чуть ли не ежегодно. Более того, не было ничего необычного и в том, что мистер Ричардс стал обладателем премии в номинации "бессмертный рокенрольщик". Однако кое-что особенное во всем этом действительно было – экспертная комиссия Scream Awards премировала не столько человека, сколько само его существование, благодаря которому в мире все еще есть рок-н-ролл.

Незадолго до церемонии Scream Awards один из организаторов мероприятия Кейси Паттерсон (Casey Patterson) сказал о гитаристе "роллингов" так: "Кит Ричардс – это самый настоящий музыкальный бог, он супергерой. Никто никогда не играл так, как он. И никто не сможет рассказать нам о том, что такое настоящий рок, лучше, чем он".

Что характерно, всевозможные хвалебные пафосные речи в адрес "роллинга" звучат совершенно естественно. Ну кому придет в голову усомниться в таланте и очаровании старины Кита? Наверняка в мире нет ни одного музыканта, который смог бы оспорить величие гитариста The Rolling Stones. Человек, который в свои 65 лет играет с таким задором, какой многим юным героям современного рок-н-ролла и не снился, не может не вызывать уважения. Его хвалят профессионалы и без памяти любят меломаны. И между прочим, есть за что.

Сначала была Rosetti

Первая гитара – акустическая Rosetti – появилась у Кита Ричардса еще в детстве. Инструмент ему подарила мама, которая еще и привила сыну хороший музыкальный вкус. С ранних лет будущий великий и бессмертный рокенрольщик слушал Билли Холидей, Луи Армстронга, Скотти Мура и Дюка Эллингтона.

В юном возрасте Кит начал петь в хоре мальчиков и даже пару раз выступил перед самой королевой Елизаветой II в Вестминстерском аббатстве. Вспоминая об этом, Ричардс говорит, что это был его первый настоящий опыт работы в сфере шоу-бизнеса.

Кстати, о шоу-бизнесе. В начальной школе Ричардс познакомился с будущим вокалистом The Rollings Stones Миком Джаггером. Правда, дружба продолжалась недолго - через несколько лет родители Кита перевезли его в другой район Дартфорда (родной город музыканта, расположенный на юго-востоке Англии). После этого пути Ричардса и Джаггера разошлись на несколько лет.

Пока Ричардс взрослел и определялся со своим будущим, он освоил гитару, однако серьезно музыкой занялся лишь после того, как его выгнали за неуспеваемость из дартфордской технической школы. В 1959 году Кит поступил в художественный колледж в соседнем Сидкапе и уже там понял, чем хочет заниматься всю оставшуюся жизнь. Он постоянно играл на гитаре, совершенствуя свое мастерство и превращаясь в того самого юного и красивого Кита Ричардса, который вскоре стал одним из самых популярных музыкантов не только у себя на родине, но и далеко за ее пределами.

Hofner и таблетки

Свою первую электрогитару Ричардс, вдохновленный музыкой американских блюзменов, выменял на коллекцию грампластинок с записями своих любимых артистов. Однако оно того стоило - у Кита появилась немецкая Hofner. Бывший однокурсник Ричардса и первый басист "роллингов", Дик Тэйлор, вспоминает, что в то время Кит чаще всего играл "соляки" Чака Бэрри. По его словам, в начале 1960-х годов в Сидкапе все только и делали, что играли на гитарах.

А чтобы иметь возможность делать это беспрерывно, некоторые из начинающих музыкантов начали употреблять всевозможные стимуляторы. Среди этих юношей оказался и Кит. Тэйлор, который частенько сопровождал Ричардса в путешествие по закоулкам подсознания, неоднократно говорил журналистам, что во время учебы в Сидкапе оба они "принимали все, что только можно было проглотить".

В 1961 году Кит Ричардс вновь встретил своего друга детства Мика Джаггера, только на этот раз не в песочнице, а в электричке. Юноши узнали друг друга и разговорились о музыке (о чем еще можно было говорить в 1961 году?). К удивлению обоих, их предпочтения полностью совпали - во время беседы они сошлись на том, что лучше ритм-энд-блюза на свете ничего нет, и решили заниматься музыкой вместе. Тэйлор в то время уже играл с Джаггером в группе Little Boy Blue and The Blue Boys.

Ричардс присоединился к любительскому коллективу, на основе которого вскоре и были сформированы The Rolling Stones. В 1962 году Ричардс окончательно бросил учебу, переехал в Лондон и по настоянию менеджера группы избавился от буквы "с" в конце своей фамилии.

У нас любовь

Когда в 1964 году The Rolling Stones выпустили свою дебютную пластинку, у Ричардса наконец появилась возможность приобретать гитары практически в неограниченном количестве. Тем не менее, поклонники коллектива знают, что Кит и по сей день чаще всего играет на Fender Telecaster.

Кроме того, в 1964 году гитарист обзавелся и Gibson Les Paul. Именно Ричардс стал первым известным британским музыкантом, который вышел на сцену с этой гитарой. Этот инструмент, кстати, помог Киту создать неповторимое звучание сингла "роллингов" 1965 года "(I Can't Get No) Satisfaction".

При этом сам музыкант не уставал повторять, что хорошо играть можно научиться на какой угодно гитаре, главное - всегда возвращаться к акустике. "Даже если вы всегда играете на электрогитаре, необходимо время от времени исполнять что-то на акустической. У любого музыканта должна быть особенная акустическая гитара для сочинения песен. Не играешь на акустике – никогда не научишься контролировать электрогитару", - говорил Ричардс в интервью.

Несмотря на то, что главной любовью в жизни Кита Ричардса всегда оставалась игра на гитаре, многим любителям музыки и светской хроники он запомнился как заядлый наркоман и горький пьяница. К концу 1960-х годов году Ричардс не только научился виртуозно играть на "Телекастере" и извлекать из него тот самый сочный "роллинговский" звук, но и стал фактически магистром наркотиков. В период, когда The Rolling Stones покоряли один чарт за другим, неутомимый красавчик Кит не раз попадался с запрещенными препаратами.

Впервые это случилось летом 1967 года, когда он и несколько его друзей, в том числе Мик Джаггер, отдыхали в загородном доме Ричардса в Сассексе. Полиция, нагрянувшая на вечеринку, обнаружила у музыкантов марихуану и предъявила им обвинения в хранении наркотиков. Несмотря на то, что "роллингам" грозил реальный тюремный срок, их обоих отпустили из-под стражи под залог.

После этого у The Rolling Stones было еще немало подобных приключений - одно из них, к слову, запечатлел фотограф и оператор Роберт Франк. Именно он снял документальную картину "Cocksucker Blues" о пребывании британского коллектива в Северной Америке в 1972 году. Между прочим, содержание этой ленты возмутило самих "роллингов". Комментируя картину, Ричардс заявил, что "если хоть кто-нибудь увидит это, The Rolling Stones никогда больше не пустят в Америку".

Поскольку "Cocksucker Blues" так и остался пылиться на полках, Stones все-таки смогли побывать в Северной Америке еще раз, в 1977 году. Но на этот раз все оказалось не так весело. Ричардса задержала полиция и предъявила ему обвинение в хранении героина с целью сбыта. Этот инцидент получил широкий резонанс и вошел в историю рок-н-ролла как "дело о 22 граммах героина". В 1978 году Ричардса признали виновным в хранении героина (но уже в личных целях) и приговорили к условному сроку. В этот период Кит временно прекратил играть в The Rolling Stones и записал свой первый сингл. А через десять лет, в 1988 году, на свет появился первый сольный альбом Ричардса "Talk Is Cheap".

Все по-честному

Кит Ричардс никогда не скрывал, что помимо музыки и жены он также любит и всевозможные наркотические вещества. "Ну да, я употреблял практически все что можно. Не вижу ничего зазорного в этом. Репутация, правда, так себе. Нельзя убедить других людей в том, что я уже не тот безумный наркоман, каким был 20 лет назад. Так я уже не могу", - заявил Ричардс в 1994 году в одном из интервью.

Правда, 12 лет спустя, в 2006-м, в беседе с Q Magazine он признался, что дело не в угасающих возможностях стареющего организма, а в низком качестве современных наркотиков. "Нет, это не по мне. Они не доставляют удовольствие, они плохо действуют на мозг. Я не употребляю этот новомодный яд", - пожаловался музыкант. При этом Ричардс не забыл упомянуть, что после своего знаменитого падения с кокосовой пальмы на одном из островов архипелага Фиджи он ненадолго вернулся к употреблению наркотиков.

После падения с пальмы гитарист "роллингов" получил довольно серьезную травму головы и был прооперирован. "В течение двух недель мне давали морфий, и я всегда просил увеличенную дозу. К счастью, медсестры оказались сговорчивыми", - поделился воспоминаниями Ричардс.

Так или иначе, увлечение музыканта психотропными веществами и алкоголем стало неотъемлемой частью его образа. Говорят даже, что его знаменитая покачивающаяся походка - следствие злоупотребления спиртным. Между тем, именно эту походку Джонни Депп старательно копировал во время съемок фильма "Пираты Карибского моря" для создания образа капитана Джека Воробья.

Сам Депп неоднократно признавался в любви к творчеству The Rolling Stones и рассказывал, что именно образ Ричардса лег в основу характера Джека. Перед съемками третьих "Пиратов" актер связался со своим кумиром и попросил его поучаствовать в работе над картиной. Ричардсу досталась роль отца Воробья, капитана Тига. Все, кто находился на съемочной площадке, в один голос твердили, что Кит не только удивительно очаровательный человек, но и невероятно талантливый актер.

Дарование Ричардса заметил все тот же телеканал Spike, который в 2008 году вручил музыканту премию Scream Awards в номинации "лучшая эпизодическая роль, исполненная знаменитостью". А уже в 2009 году Кита решено было признать бессмертным рокером. Музыкант, который курит, пьет и употребляет наркотики (окончательно он от них так и не отказался - по его же собственному признанию, сейчас он регулярно курит марихуану) на протяжении всей своей сознательной жизни, безусловно должен был получить этот титул.

Сам Мистер Рок-н-ролл уже давно не отрицает того, что он велик, замечателен и удивительно талантлив. "Знаете, я как-то был признан живой легендой, и это было вполне себе правильно. Но быть бессмертным куда как лучше", - заявил Ричардс, получая Scream Awards из рук своего друга Джонни Деппа.

Как пошутил по поводу этой церемонии автор заметки из журнала The Star-Ledger, теперь Ричардс может составить компанию Хранителю Склепа из хоррор-сериала "Байки из склепа". Ну вот и хорошо, теперь все меломаны могут быть спокойны за рок-н-ролл, потому что у него наконец появился самый настоящий хранитель.

А теорию геронтолога Дэвида Демко из Университета Массачусетса о том, что Кит Ричардс должен был умереть еще в 1995 году, можно считать несостоявшейся.