Утверждение о том, что войны выигрываются не только на полях сражений, было справедливо задолго до изобретения кинематографа. Сегодня же, когда важнейшее, по мнению Владимира Ленина, искусство наших дней располагает практически безграничными техническими возможностями, значение кино для оправдания военных кампаний всех мастей стало поистине огромным. Не исключение - и война 2008 года в Южной Осетии. Но если с грузинской стороны художественно-идеологическую базу подводит весьма знаменитый режиссер Ренни Харлин, то со стороны России нет никого. Был Эмир Кустурица, да и тот струсил в последний момент.
Стоит сразу оговориться, что российская версия событий уже была ранее запечатлена на пленке. В марте 2009 года "Первый канал" показал фильм Игоря Волошина под названием "Олимпус инферно". Однако уровень этого фильма, рассказывающего об американском исследователе бабочек, который не по своей воле оказался на поле брани и решил рассказать всем "правду" об истинных виновниках войны, был чрезвычайно низок даже по меркам шаблонного пропагандистского кино. Для победы в информационной войне требовалось нечто более весомое. И основная ставка была сделана на Эмира Кустурицу.
О том, что "сербский брат" России будет снимать фильм об августовских событиях, было известно еще в декабре 2008 года. Тогда режиссер провел в Москве соответствующие переговоры с полномочным представителем Северной Осетии при президенте России Александром Тотооновым и рядом известных историков, некоторые из которых согласились стать консультантами проекта. В основу сценария должны были лечь статьи и документы, подготовленные журналисткой Фатимой Салказановой. Кустурица также пообещал приехать в Южную Осетию, чтобы собрать необходимые для фильма материалы. И обещание свое сдержал.
Прибытие Кустурицы в Цхинвали, состоявшееся в середине октября 2009 года, освещалось решительно всеми электронными и печатными СМИ. Со свойственной ему любовью к театральным эффектам режиссер потребовал при прохождении пограничного контроля поставить ему в паспорт печать, дабы зафиксировать свое пребывание в независимом южноосетинском государстве. Кустурица прогулялся по оставшимся после войны развалинам, полюбовался на разбитую грузинскую технику и, видимо окончательно расчувствовавшись, обозвал президента Грузии Михаила Саакашвили негодяем, а его политику охарактеризовал как "свинство".
Риторика знаменитого серба была оценена по достоинству. 20 октября пресс-служба Московской патриархии сообщила о том, что Кустурица будет удостоен премии имени Алексия II, учрежденной Фондом единства православных народов и выдаваемой "За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов. За утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества". Режиссеру было вручено личное послание патриарха Кирилла и приглашение посетить Москву в конце января 2010 года для получения награды.
Стороны расстались, что называется, довольные друг другом.
И вдруг словно гром среди ясного неба. В интервью агентству Reuters, уже не столь велеречиво, Эмир Кустурица заявил, что отклонил российское предложение снять фильм о войне в Южной Осетии. Мотивировал свой отказ сербский режиссер чрезвычайной занятостью, дескать, некий контракт связывает его по рукам и ногам на целых четыре года. О чем именно идет речь, Кустурица не сказал.
Не проясняет ситуацию и изучение страницы режиссера в крупнейшей базе данных IMDB, свидетельствующей, что свой последний фильм "Марадона" Кустурица выпустил в 2008 году и единственным его перспективным проектом является нечто под названием "Семеро друзей Панчо Виллы и женщина с шестью пальцами". У этого фильма пока нет даже примерной даты начала съемок.
Вполне возможно, у автора фильма "Жизнь как чудо" есть некие планы, о которых известно только ему самому, но более вероятным представляется другое объяснение. Кустурица просто струсил. Ведь одно дело сотрясать воздух громкими заявлениями о готовности бросить ботинок в Билла Клинтона, и совсем иное - снять действительно честный фильм о том, что произошло в августе 2008 года. Слишком хлопотно, да и последствия предсказать невозможно. Лучше уж и дальше спокойно разъезжать по многочисленным западным кинофестивалям да выступать на престижных площадках со своей группой No Smoking Orchestra.
А между тем в Грузии другой известный режиссер Ренни Харлин продолжает спокойно работать над своей киноверсией военного конфликта. Участие в проекте тяжелой артиллерии в виде актера Энди Гарсиа, которому пришлось примерить на себя образ президента Михаила Саакашвили, свидетельствует о немалой заинтересованности голливудских студий в этом продукте. И хотя Харлин обещает сделать свой фильм антивоенным, сконцентрировав все внимание на маленьком человеке, оказавшемся в эпицентре конфликта, сам факт проведения съемок исключительно на грузинской стороне говорит о многом.
Словом, этот этап борьбы на информационном поле Россия уже проиграла, и во многом благодаря посильной "помощи" столь опекаемых ею всевозможных "братьев".
И здесь есть о чем задуматься. Быть может, не стоит более возлагать надежды на дружбу, а воспользоваться старым проверенным способом - гонораром с большим количеством нолей. Но только заплатить его отнюдь не Кустурице и иже с ним, а нанять, скажем, блестящего баталиста Майкла Бэя. Этот хоть превосходство российского оружия покажет со свойственным ему размахом и любовью к деталям. Или Стивена Спилберга, главного эксперта по кинополотнам о драмах народов. Все будет интереснее. А?
Андрей Воронцов