Хотите видеть только хорошие новости?

Работа без выходных

Первые дни нового года оказались удивительно богаты научными событиями

Приблизительно так выглядит окружающее Галактику гало из темной материи. Изображение UCLA

В первые десять дней нового года жизнь в России, кажется, замерла. Граждане разъехались кататься на лыжах, купаться в море, осматривать достопримечательности или просто в гости к родственникам. Как будто в противовес российскому затишью в мировой науке произошла масса интересных событий.

Конечно, астрономия

Главным мероприятием начала 2010 года стала встреча Американского астрономического общества. Астрономы со всего мира регулярно собираются вместе в первых числах января (прошедшая встреча стала 215-й по счету), однако в нынешнем году число участников превысило 2,5 тысячи человек, и это превратило съезд в крупнейшее собрание в истории астрономии. При столь высокой концентрации ученых в одной точке пространства неудивительно, что количество интересных докладов, сделанных на встрече, было огромным.

Одним из основных ньюсмейкеров мероприятия был запущенный в марте 2009 года телескоп "Кеплер". Высокоточные приборы "Кеплера" способны разглядеть мерцание звезд, возникающее, когда обращающаяся вокруг светила планета проходит прямо перед ним. В ходе встречи специалисты, курирующие миссию телескопа, сообщили, что с момента начала работы "Кеплер" обнаружил пять новых экзопланет. Четыре из них относятся к классу так называемых "горячих Юпитеров" – то есть, они намного крупнее Земли, а их температура не оставляет шансов на существование жидкой воды. Пятую планету, которая слегка поменьше остальных, можно условно отнести к "горячим Нептунам".

Помимо экзопланет "Кеплер" обнаружил еще несколько небесных тел, которые ученые пока затрудняются причислить к какой-либо известной группе астрономических объектов. Необычные структуры размером приблизительно с Юпитер обращаются вокруг звезд, как типичные планеты. Однако температура этих "планет" выше, чем температура звезд-хозяев.

Еще одно открытие в области экзопланет было сделано в наземной обсерватории Keck, расположенной на Гавайских островах. Работающим там астрономам удалось найти планету, которая заняла второе место в рейтинге самых маленьких экзопланет. Крошка HD156668b в четыре раза тяжелее Земли. Определить ее размер астрономы пока не могут, но предполагают, что она все же меньше нынешнего лидера малости – экзопланеты Corot-7b.

Галактика, сформировывавшаяся в результате столкновения двух
Галактика, сформировывавшаяся в результате столкновения двух "родительских" звездных скоплений. Яркие круги в центре - ядра галактик, где, предположительно, находятся сверхмассивные черные дыры. Изображение Hubble Space Telescope, UC Berkeley

Между тем один из ветеранов изучения космоса - телескоп "Хаббл" – обнаружил самые удаленные от Земли галактики. Три пойманных им звездных скопления удалены от нашей планеты на 13,2 миллиарда световых лет. Когда речь идет о космических масштабах, расстояние до объекта указывает на его возраст. Дистанция в один световой год означает, что излучению потребовалось 365 дней для того, чтобы добраться от небесного тела до объектива телескопа. Другими словами, пойманный астрономами луч света несет информацию об объекте, существовавшем год назад (вполне вероятно, что в настоящее время он вообще исчез или изменил свои характеристики). Галактики, существовавшие 13,2 миллиарда лет назад, образовались спустя каких-нибудь 500 миллионов лет после Большого Взрыва – события, давшего начало Вселенной. Таким образом, найденные "Хабблом" звездные скопления являются не только самыми удаленными, но и самыми старыми из известных.

В праздники заработал еще один телескоп – инфракрасный WISE. Он передал на Землю снимок участка неба в созвездии Киля. После того как телескоп заработает в полную силу, ученые рассчитывают с его помощью получить полную карту неба в ИК-диапазоне.

Часть открытий, которые астрономы представили в первые десять дней нового года, была связана со сверхновыми. Исследователям удалось обнаружить сверхновую, производящую антиматерию. Y-155 не относится ни к одному из известных типов сверхновых, и это уже второй подобный объект, обнаруженный учеными. Ни один из "компаньонов" из бинарной звездной системы в созвездии Компаса пока не превратился в сверхновую, однако в обозримом будущем – в пределах 10 миллионов лет – это событие вполне может произойти. А так как дистанция до потенциальной сверхновой оказалась вдвое меньше, чем предполагалось, ее взрыв вполне может причинить вред Земле и ее обитателям (если, конечно, к тому времени они еще будут бродить по поверхности планеты).

Среди других интересных астрономических новостей начала года можно перечислить: обнародование фотографий 33-х сливающихся галактик, черные дыры в центре которых танцуют друг вокруг друга, установление формы гало из темной материи, окружающего Млечный Путь, определение числа планетных систем, похожих на Солнечную систему (предположительно, их можно обнаружить у 10-15 процентов звезд), и новые подтверждения того, что в прошлом Марс был покрыт водой.

Помимо модуля, на борту "Индевора" находится фрагмент лунного грунта, который уже побывал на Эвересте и теперь должен отправиться в околоземное пространство.

Праздники почти не сказались и на околоастрономических событиях. В первых числах 2010 года появилась информация, что старт шаттла "Индевор", намеченный на 7 февраля, может быть отложен. Задержать отправление космического челнока, который уже находится на стартовой площадке во Флориде, грозит неисправность в системе подачи аммиака, установленной на новом модуле МКС "Транквилити", который шаттл должен доставить на орбиту.

Относительно недалеко (по космическим меркам) от Флориды – в Антарктиде – Китай строит свою обсерваторию. Она будет располагаться на возвышенности под названием Dome A – высочайшем антарктическом плато, которое считается одним из самых холодных мест на Земле.

И все, все, все

Тасманийский дьявол. Фото пользователя KeresH с сайта wikipedia.org

Ученые из других областей тоже не теряли времени даром. Так, первого января в журнале Science появилась статья, авторы которой установили причину рака, уничтожающего тасманийских дьяволов – самых крупных из обитающих на планете в настоящее время сумчатых хищников. До сих пор считалось, что заболевание, уничтожившее более 80 процентов этих животных, имеет вирусную природу. В новом исследовании показано, что дьяволы страдают от "нападения" самих раковых клеток. При укусе клетки передаются от больного животного к здоровому и начинают активно размножаться. Довольно быстро образующиеся на морде дьявола наросты лишают его возможности есть и пить (не говоря уже о размножении). По мнению ученых, изначально перерождение клеток произошло у единственного зверька, но очень быстро болезнь поразила всю популяцию.

Также биологам удалось приблизиться к выяснению природы еще одного загадочного вымирания – пчелиного. С 2006 года по всему миру наблюдается так называемый синдром разрушения колоний. Этим термином обозначают опустошение ульев из-за миграции рабочих пчел. Ущерб от этого процесса оценивается в миллионы долларов. Исследователи полагают, что синдром разрушения колоний имеет комплексную природу и не вызывается каким-либо конкретным вирусом или паразитом.

Кстати, вирусы в начале 2010 года попали в заголовки новостей в очень необычном качестве. Согласно новой работе, один из их типов – а именно борнавирусы – подарили человеку часть его ДНК. Ученые показали, что генетический материал этих РНК-содержащих вирусов попал в геном наших предков около 40 миллионов лет назад и с тех пор передавался из поколения в поколение. До сих пор способность встраивать свои гены в ДНК организма-хозяина была известна только для одного типа РНК-содержащих вирусов, получивших название ретровирусов. Самым известным примером ретровируса является вирус иммунодефицита человека, или ВИЧ.

Еще одно биологическое открытие начала года переворачивает традиционные представления о том, когда животные выбрались из воды на сушу. Группа ученых, анализировавшая окаменевшие следы в юго-восточной части Польши, пришла к выводу, что это историческое событие произошло на 18 миллионов лет раньше, чем считалось. Революционные выводы авторов уже подверглись критике со стороны коллег, так что ожидать переписывания учебников в ближайшее время не стоит.

Кроме описанных выше открытий ученые с рекордной точностью определили значение числа Пи, обнаружили в практической физической задаче сложнейшую симметрию, отвечающую исключительной алгебре Ли E8, которая тесно связана с теорией суперструн, нашли предсказанное Шредингером "дрожание" элементарных частиц и измерили скорость эволюции растительного генома.

Выше перечислены далеко не все события, произошедшие в науке за десять дней новогодних праздников. Если уж в эти дни оказались столь богатыми на открытия, то оставшиеся 355 дней обещают быть еще более насыщенными.

People walk past the walls of Jerusalem's Old City lit in blue, white and red, colours of the French flag, in solidarity with Paris, in Jerusalem November 15, 2015Французский исход