В конце 2009-го и начале 2010 года на российском рынке контекстной рекламы было объявлено о двух сделках, которые в перспективе значительно изменят его параметры. Сначала "Яндекс.Директ" заключил соглашение с Bing, новым поисковиком Microsoft, а следом "Бегун" стал российским партнером Google. Bing задумывался именно как конкурент Google на мировом рынке интернет-поиска, а "Яндекс.Директ" и "Бегун" – главные соперники на поле контекстной рекламы в России.
"Яндекс.Директ" смог подружиться с Bing в начале декабря, но соглашение между компаниями может оцениваться как сделка на перспективу: российская версия поисковика работает в тестовом режиме, и хоть сколько-нибудь значительной доли в России Bing пока не занимает. С другой стороны, очевидно, что у этого поисковика есть перспективы: не такова компания Microsoft, чтобы не развивать амбициозный проект, который должен серьезно осложнить жизнь Google. На американском рынке, например, Bing обрабатывает уже 10 процентов всех поисковых запросов. И хотя до Google с его 60-процентной долей еще далеко, похоже, что Microsoft все-таки начал "отъедать" свою долю поисковых запросов.
В блоге "Яндекса" в декабре сообщалось, что объявления "Яндекс.Директа" размещались на Bing в тестовом режиме. Выяснилось, что их эффективность на поисковике достаточно высока, в связи с чем и было принято решение о заключении соглашения. Конкретных цифр в "Яндексе", впрочем, не называли. Так что пока точно неизвестно, какая из площадок для рекламодателей "Яндекс.Директа" является самой удобной: сам "Яндекс" и Mail.Ru, на котором он также размещает объявления, или Bing.
Если "Яндекс.Директ" и Bing еще ждет совместное развитие, то вторая сделка – между Google и "Бегуном" - может начать приносить отдачу компаниям уже в самое ближайшее время. Впрочем, история взаимоотношений Google и "Бегуна" исчисляется уже несколькими годами, и ее будет полезно вспомнить, чтобы понять особенности сделки.
В погоне за "Бегуном"
В 2008 году американский поисковик готов был купить "Бегуна", причем предлагал деньги по российским меркам совсем немаленькие – 140 миллионов долларов. Правда, деловые СМИ писали, что на привлекательный (читай: прибыльный) актив были и другие претенденты: якобы в 2007 году "Бегуна" хотел купить "Яндекс.Директ" и Digital Sky Technologies, которая контролировала Mail.Ru. При этом утверждалось, что "Яндекс" оценил "Бегуна" даже дороже 140 миллионов долларов, но Rambler Media выбрала для сделки Google.
Причин кооперации с американцами может быть несколько. Во-первых, продавая "Бегуна" владельцам "Яндекса" или Mail.Ru, Rambler Media усиливала своих основных конкурентов, что компании, и так находившейся в нелучшей по сравнению с соперниками ситуации, было невыгодно. Во-вторых, Rambler Media под сделку с "Бегуном" смогла подготовить и дополнительные параметры сотрудничества: условия соглашения предполагали, что на Rambler будет установлена поисковая машина от Google. Это означало, что Rambler полностью откажется от соперничества с "Яндексом" и Google на рынке рекламы, сосредоточившись на медийных продуктах.
вид интернет-рекламы, в которой содержание рекламы зависит от контекста, то есть содержания той страницы, на которую заходит пользователь.
Российские власти обычно охотно поддерживают иностранные инвестиции в российскую экономику, если они не затрагивают стратегических интересов. Однако осенью 2008 года выяснилось, что Федеральная антимонопольная служба не одобрила соглашение между Google и Rambler Media, объяснив это формальными причинами: американская компания якобы не предоставила достоверные сведения о структуре собственности Kokuna Holdings Limited, через которую собиралась купить "Бегуна".
Так это или не так, остается только догадываться, но все-таки более правдоподобной кажется другая версия: по неофициальной информации, которую приводила газета "Ведомости", против сделки выступил сам премьер-министр Владимир Путин – его неудовольствие вызвало то, что американская компания займет слишком много места на отечественном телекоммуникационном рынке. Косвенно эта версия подтверждается и тем, что Google не стал подавать повторную заявку. Прежнее соглашение было аннулировано, "Бегун" остался во владении Rambler Media.
По данным деловых СМИ, интернет-холдинг и дальше пытался найти покупателя на привлекательный актив, но эти сведения так и остались слухами: никакой сколько-нибудь достоверной информации о новых потенциальных покупателях не было. Кроме того, в 2008 году в Rambler признали, что выручка от контекстной рекламы растет быстрее (89 процентов за год), чем от медийной (49,5 процента) и уже почти догнала последнюю по объемам (47 против 49,5 миллиона долларов). Следовательно, продавать "Бегуна" не имело смысла: слишком уж много денег он приносил Rambler.
Новая сделка
В 2010 году выяснилось, что владельцы "Бегуна" и Google все же не отказались от сотрудничества. 12 января "Бегун" заключил соглашение с Google AdWords, согласно которому клиенты "Бегуна" смогут размещать объявления в русскоязычной версии поисковика Google. На официальном языке статус "Бегуна" называется теперь "авторизованный реселлер Google AdWords" – подобного рода "реселлеры" у американской компании есть и на других рынках с сильными местными компаниями, предоставляющими услуги контекстной рекламы.
После завершения всех тестов (пока "Бегун" встроился в Google лишь в пробном режиме) объявления клиентов российской компании будут участвовать в едином аукционе AdWords вместе с объявлениями клиентов самой Google. Как кажется, сделка должна быть выгодна обеим сторонам. С одной стороны, Google обрабатывает почти четверть всех поисковых запросов в России, уступая только "Яндексу", а с начала января доля американцев должна увеличиться еще больше, ведь Mail.Ru пообещал перейти на Google (правда, пока этого так и не сделал.) С другой стороны, Google AdWords пока так и не смогла стать конкурентом ни "Бегуну", ни "Яндекс.Директу", а значит привлечение к сотрудничеству одного из лидеров рынка должно быть выгодно американцам.
Когда закончатся все технические процедуры и реклама российских компаний станет размещаться на международных поисковых сервисах, ситуация на рынке контекстной рекламы обострится и станет интереснее. "Бегун", договорившись с Google, перекинул мячик на сторону "Яндекс.Директа". Теперь слово за ним.