Немецкие крылья Лебедева

Российский бизнесмен поссорился с менеджерами Blue Wings

Немецкий авиаперевозчик Blue Wings, основным акционером которого является российский бизнесмен Александр Лебедев, в начале января приостановил полеты из-за слишком тяжелого финансового положения. Позднее выяснилось, что у владельцев авиакомпании и ее менеджмента нет единого мнения о том, как спасать Blue Wings. Проще говоря, Александр Лебедев разругался с руководителями перевозчика.

48 процентов акций Blue Wings Александр Лебедев приобрел в 2006 году, причем продавцом пакета выступил основатель авиакомпании Йорн Хельвиг. Именно с ним у российского бизнесмена возникнут разногласия в 2010 году: конфликт дойдет до того, что Лебедев будет обвинять своего немецкого партнера едва ли не в подготовке рейдерского захвата.

В 2006 году, однако, такого отношения Лебедева к Йорну Хельвигу нельзя было и представить. Наоборот, российский бизнесмен довольно активно взялся за авиационные проекты, организовав в начале 2007 года дискаунтера Red Wings. Эта компания была организована в России, но Лебедев не скрывал, что хотел бы объединить "крылья" и получить единого российско-немецкого перевозчика, специализирующегося на перевозках между Россией и Германией, а также чартерах в третьи страны.

Во время кризиса планы по реформированию западного актива отошли на второй план. Александр Лебедев был поглощен борьбой за реорганизацию "Аэрофлота" – крупнейшей авиакомпании России. Лебедеву в этом перевозчике принадлежит 30 процентов, что позволяет бизнесмену из месяца в месяц критиковать менеджмент компании и предлагать ему неожиданные сделки. Так, в сентябре 2009 года он обратился к руководителям "Аэрофлота" с "юмористическим письмом", в котором предложил ввести в совет директоров своего трехмесячного сына. "Юмор" заключался в том, что Лебедев-младший точно так же справлялся бы с обязанностями, как и его отец, поскольку к идеям последнего все равно никто не прислушивается.

А в апреле 2009 года Лебедев предложил "Аэрофлоту" купить у него Blue Wings за один евро. "Аэрофлот" на предложение не отреагировал – в условиях кризиса у российской компании и своих трудностей хватало, а в случае приобретения голова у ее менеджеров болела бы еще и за Германию.

Лебедев предлагал "Аэрофлоту" поучаствовать в Blue Wings и до этого. Например, в конце 2008 года он, по данным деловых российских СМИ, представил несколько проектов по развитию "Аэрофлота", один из которых предполагал допэмиссию акций авиаперевозчика. Ее должен был купить сам Лебедев, оплатив сделку ценными бумагами Blue Wings и Red Wings. В "Аэрофлоте", по неофициальной информации, назвали предложение "бредом".

Однако и в 2010 году Лебедев продолжал утверждать, что покупал Blue Wings для того, чтобы дать возможность "Аэрофлоту" выйти на европейский рынок. "Я это делал для 'Аэрофлота'. Но в сегодняшнем состоянии Blue Wings разговаривать с 'Аэрофлотом', по меньшей мере, некрасиво", - заявил Лебедев 15 января немецким журналистам.

Лидеру российского авиарынка действительно хочется получить доступ к Европе. Для этого "Аэрофлот" в разное время участвовал в конкурсах на итальянскую Alitalia, сербскую JAT Airways и чешскую Czech Airlines, но так и не смог получить ни один из этих активов. Так что если Лебедеву все же удастся договориться с Йорном Хельвигом, а самой Blue Wings - вновь начать полеты, авиакомпания вновь может стать потенциально интересной для "Аэрофлота".

Суть конфликта

В 2009 году Blue Wings один раз уже была вынуждена приостановить полеты - в начале апреля компанию лишили лицензии за несоответствие нормам ЕС по резервам. Потом авиаперевозчику (не без помощи Лебедева) удалось достать необходимую сумму, и полеты возобновились. Как выяснилось, меньше чем на год: слухи о вторичной остановке Blue Wings стали ходить с самого начала нового года, а 13 января об этом стало известно из официально заявления пресс-службы компании.

В западной прессе, которая предпочитает называть Лебедева не иначе как "бывший сотрудник КГБ", сразу же появились подробности. Оказывается, что работникам Blue Wings заплатили только половину зарплаты за ноябрь, а за декабрь они вообще не получили денег - случай для Германии уникальный. Денег, по данным пресс-службы, не осталось совсем, поэтому в январе компания работала от одного дня к следующему без какой-либо уверенности в завтрашнем дне.

По словам Йорна Хельвига, ответственность за тяжелое финансовое состояние Blue Wings лежит на российском собственнике, который наносил серьезный вред бизнесу. В связи с этим менеджер решил искать возможность для приобретения доли Лебедева. К слову, самому Хельвигу принадлежит 26 процентов акций авиаперевозчика, так что ему для контроля над компанией нужно набрать еще 25 процентов. Но без участия Лебедева сделать это невозможно: формально он владеет 48 процентами акций, однако его (по собственным словам Лебедева) поддерживает некий кипрский акционер, которому также принадлежит часть ценных бумаг Blue Wings.

Лебедев ответил Хельвигу как в российской прессе, так и за рубежом, встретившись с немецкими журналистами - стенограмма беседы, переведенная на русский язык, выложена на сайте бизнесмена. В беседе с журналистами Лебедев не постеснялся, во-первых, похвалить себя за инвестиции в Blue Wings, а во-вторых, обвинить Хельвига в не совсем честном ведении дел. В частности, российский бизнесмен обратил внимание на то, что когда в Blue Wings не платили зарплату, в компаниях, обслуживающих авиакомпанию и учрежденных немецким бизнесменом, все было в порядке. "По стратегии развития авиакомпании есть целый ряд серьезных решений, но нам для этого надо иметь адекватный, внушающий доверие менеджмент. Потому что такие вещи, как частный самолет на балансе компании, на котором летает генеральный директор, а также наличие 20-ти мерседесов, в том числе с водителями – не располагают к доверию. Зарплата у генерального директора намного выше, чему у меня", - пояснил Лебедев.

Дойдет ли дело до суда или вмешательства властей, пока неизвестно. По данным газеты "Ведомости", у которой оказался проект бизнес-плана компании на 2010-2014 года, Blue Wings будет простаивать весь первый квартал 2010 года, что принесет ей дополнительные девять миллионов долларов убытков. За это время Лебедев может лишиться своего основного авиационного актива – 30 процентов "Аэрофлота": Минтранс, как писал "Коммерсант", уже предложил чиновникам подумать над возможностью покупки доли Лебедева в авиакомпании. Слишком уж беспокойный акционер попался.

Экономика15:0912 декабря

«Не буди лихо, пока оно тихо»

Экологические налоги и меры по улучшению климата вызывают протест во всем мире
Экономика00:0611 декабря

Черная мечта

Россияне хотят жить хорошо на деньги от нефти. Аляска делает это уже 40 лет