Накануне старта 19-го сезона российской футбольной премьер-лиги возник неожиданный форс-мажор: сразу два клуба оказались на грани исключения из соревнований. Такого в истории российского футбола не происходило еще никогда. Бывало, что та или иная команда испытывала финансовые проблемы в ходе сезона, часто случалось и так, когда уже вылетевший из высшего дивизиона клуб затем банкротился, но финансового краха и исключения еще до начала турнира не было. Даже в крайне нестабильные и беспокойные 90-е.
То, что для "Москвы" сезон-2010 станет непростым, было ясно уже в конце предыдущего года. Команду в течение чемпионата и по его окончании последовательно покинули почти все лидеры, обеспечившие клубу почетное 6-е место по итогам турнира. Эдгарас Чеснаускис, Александр Епуряну и Александр Самедов ушли в "Динамо", Эктор Бракамонте - в "Терек", Дмитрий Тарасов - в "Локомотив", а Кирилл Набабкин - в ЦСКА. В то же время никаких значимых приобретений на замену ушедшим футболистам сделано не было.
Еще в 2009 году стали распространяться слухи, что владельца "Москвы" - компанию "Норильский никель" - клуб не очень-то интересует. Возможно, это и стало одной из причин бесславного выступления на финише чемпионата, когда клуб фактически добровольно отказался от борьбы за медали.
Наконец, ситуация прояснилась в начале февраля, причем немногочисленные болельщики "горожан" такой ясности едва ли порадовались. 4-го числа стало известно, что финансирование ФК "Норникелем" будет прекращено. Металлургический гигант заявил, что в своих спортивных проектах намерен сконцентрироваться на хоккейном и баскетбольном ЦСКА, а также на мини-футбольном клубе, названном в честь самой компании.
В какой-то мере решение "Норникеля" объяснимо: ЦСКА в баскетболе и хоккее является даже не российским, а общемировым брендом. Бросить такие активы было бы жалко. Иное дело - "Москва", которую иронично прозвали "шестым колесом" в телеге московских клубов ("пятым" раньше - до прихода больших успехов - считался "Локомотив"). Болельщиков на стадионе имени Стрельцова собирается на домашних матчах от силы тысяча-полторы. Следовательно, какой-то серьезный PR на этом клубе невозможен.
По утверждению представителей "Норникеля", найти инвестора для клуба не удалось, несмотря на все усилия компании. Собственники попеняли также московской мэрии (по инициативе которой "Торпедо-Металлург" обрело свое "городское" название), что ей судьба команды не интересна. В конечном итоге "Норникель" открытым текстом предложил владикавказской "Алании", занявшей третье место в первом дивизионе, готовиться к новому сезону уже лигой выше.
"Москва", однако, лечь и тихо умереть пока не собирается. Гендиректор клуба Игорь Дмитриев заявил, что клуб успешно прошел лицензирование и намерен выступить в премьер-лиге в 2010 году независимо от того, будет его финансировать "Норникель" или нет. Более того, в последние дни появились слухи о том, что обездоленных "горожан" может подобрать "Конверс груп" - альянс российских и зарубежных коммерческих банков. Пока что, однако, судьба "Москвы" продолжает оставаться неопределенной, поскольку в отсутствие инвестора участвовать в чемпионате России столичной команде будет, как минимум, проблематично.
Когда опускаются "Крылья"
Но "Москва" оказалась не единственным клубом, болельщикам которого межсезонье преподнесло подобный шок. 9 февраля "Спорт-Экспресс" сообщил, что с чемпионата могут сняться и самарские "Крылья Советов". Самарцев стабильно лихорадит последние лет пять, после того как в 2005 году команда оказалась на грани банкротства из-за долгов, наделанных экс-президентом Германом Ткаченко. В том сезоне волжане, как и "Москва" сейчас, распродали почти всех ведущих игроков и приготовились уже к неизбежному понижению статуса, но были спасены администрацией области. Впоследствии "Крылья" взяли на контроль "Ростехнологии", и клуб вернулся в число крепких середняков чемпионата.
Музыка играла, впрочем, недолго. В ходе сезона 2009 года вокруг команды неоднократно распространялись слухи о задержке зарплаты. Лидеры клуба задерживаться были не намерены - чешские ветераны Ян Коллер и Иржи Ярошик, повздорив с руководством, отбыли во Францию и Испанию соответственно.
В отличие от "Москвы", "Крылья" до сих пор не прошли лицензирование. Если долг, накопившийся у клуба, не будет погашен до 15 февраля, то самарцы не получат документы, разрешающие им выступать в классе сильнейших. В таком случае неизбежен их перевод во второй дивизион или даже в Любительскую футбольную лигу.
Случаи с "Москвой" и "Крыльями" для российских клубов - лишь верхушка айсберга. Футбол (как и спорт в целом) в стране остается глубоко дотационным, окупая себя в лучшем случае процентов на 20-30. Любая команда целиком и полностью вынуждена полагаться на спонсоров. Солидные столичные клубы с историей имеют за своей спиной крупные финансово-промышленные группы, позволяющие им тратить от 50 миллионов долларов в год. К примеру, "Динамо" заключило контракт с ВТБ, "Спартак" контролируется "Лукойлом", "Локомотив" находится на балансе РЖД, а "Зенит" - "Газпрома". Такие команды могут быть более или менее спокойны за свое будущее.
Провинциальным клубам тяжелее, им приходится рассчитывать в основном на административный ресурс в виде местных властей. Они могут помочь команде или напрямую из бюджета, или "подогнать" временных спонсоров. Однако кризис вынудил экономить буквально на всем, и региональные бюджеты подверглись самому жесткому сокращению. Команды спасаются в основном за счет аскетичной трансферной и зарплатной политики, которая обрубает для них какие-либо возможности для серьезной борьбы за высокие места. В результате чемпионат стал соревнованием 6-7 "богачей" и всех остальных, причем между двумя этими категориями - настоящая пропасть в классе.
Но даже минимальные расходы (под этим словом могут пониматься траты в размере 10-20 миллионов долларов в год) не спасают от постоянного балансирования на грани краха. Достаточно вспомнить "Томь", которая оказалась без средств посреди чемпионата-2009. В ее спасении поучаствовал даже премьер-министр Владимир Путин, устроивший этакое "футбольное Пикалево", после которого работающие в Томской области нефтяные компании согласились выделить клубу 300 миллионов рублей единовременно.
Практически над любым клубом премьер-лиги, за исключением вышеописанных "богачей", постоянно висит угроза финансовой несостоятельности. Но и у "миллионеров" есть свои трудности. К примеру, в казанском "Рубине", чемпионе последних двух лет, этой зимой довольно долго задерживали зарплату. Ситуация сейчас, вроде бы, благополучно разрешилась, но она еще раз показывает, что от неприятностей в российском чемпионате не застрахован никто.
Удивляться всему этому не стоит. Достаточно сравнить цифры заработков российских и зарубежных клубов от их собственной деятельности. Например, стоимость телетрансляций - одну из ключевых доходных статей футбола в наши дни. В 2007 году "НТВ-Плюс" приобрела права на показ матчей российской премьер-лиги в течение четырех лет за 92 миллиона долларов. Для сравнения, только зарубежные телекомпании платят английской премьер-лиге (АПЛ) 650 миллионов фунтов (миллиард долларов) за три года. И это еще старый контракт: согласно новому, который заработает со следующего сезона, доходы АПЛ от телетрансляций составят почти миллиард фунтов в год. В Италии, Германии и Испании высшие дивизионы зарабатывают несколько меньше, но эти цифры опять же на порядок выше доходов их российских коллег.
Стоимость спортивных пакетов "НТВ-плюс" при этом совпадает с абонентской платой у аналогичных кабельных и спутниковых операторов в Европе. Однако доходы у россиян находятся отнюдь не на западноевропейском уровне, да и спутниковое телевидение не очень-то удобно ставить, а кабельное, предлагаемое большим количеством провайдеров по более скромным ценам, пока весь потенциальный рынок не покрывает.
То же самое можно сказать и об остальных видах доходной деятельности в футболе, в том числе продаже билетов и атрибутики. В России даже ведущий московский клуб может на всем этом заработать от силы 5-6 миллионов долларов в год. Этого хватит разве что на перелеты и проживание команды в отелях.
Жизнь в долг по-европейски
Справедливости ради можно сказать, что футбол очень редко является прибыльным бизнесом где бы то ни было. Даже в наиболее продвинувшейся в постановке этого вида спорта на коммерческие рельсы Англии все выглядит не так гладко, если копнуть поглубже. "Манчестер Юнайтед", например, задолжал совершенно астрономическую сумму - миллиард фунтов. Чтобы ее рефинансировать, клубу пришлось выпустить облигации на 500 миллионов. Огромные долги и у "Ливерпуля", а "Арсенал" вынужден отчаянно экономить на покупке новых игроков, чтобы выплачивать кредит за свой недавно построенный стадион. Неплохо устроились разве что "Челси" и "Манчестер Сити", нашедшие себе русских и арабских инвесторов с бездонными карманами.
В Испании еще интереснее: там мадридский "Реал" на рубеже тысячелетий оказался должен около 500 миллионов евро. Выход президент самого титулованного клуба Европы Флорентино Перес нашел чрезвычайно элегантный - он просто продал мадридской мэрии базу клуба, вернул долги, а затем взял ее же в аренду по, скажем так, весьма терпимой цене. Сейчас "Реал" снова залез в долги (около 300 миллионов евро), что не мешает вести ему гиперактивную трансферную политику, скупая самых раскрученных звезд (из тех, что в принципе продаются).
Существуют и примеры "несчастливых концов" для западноевропейских футбольных клубов, не знавших меры в расходах. Ближайший к нам пример - это "Фиорентина", которую ее владелец Витторио Чекки Гори довел до полной ликвидации в начале 2000-х. Позднее "фиалки" вернулись в итальянскую элиту, но это было не выздоровление, а, скорее, воскрешение - с юридической точки зрения, возник абсолютно новый клуб. Чрезвычайно близки к гибели были римский "Лацио" и испанская "Валенсия".
В мире, где жизнь в долг в последнее время добродетелью уже не является, даже самые богатые клубы Европы играют с огнем. Однако, при всех их проблемах, перед российскими командами они обладают несомненными преимуществами. У каждого из суперклубов (или даже середняков) Англии или Испании есть хорошо организованная и платежеспособная фан-база, а высокая стоимость телетрансляций некий минимальный доход им всегда обеспечит. Англичане еще могут пользоваться многолетним успешным пиаром своего главного футбольного турнира, который в конечном итоге принес им средства зарубежных "денежных мешков". В России футбол может рассчитывать только на бюджет и "олигархов", которые при условии очередного и более глубокого кризиса могут и не спасти.