В ночь на понедельник в лесу неподалеку от московского аэропорта Домодедово совершил жесткую аварийную посадку самолет Ту-204-100 авиакомпании "Авиастар-Ту". На борту самолета, по сути просто упавшего в лесной массив, находился только экипаж, все восемь человек которого в той или иной степени пострадали, причем троих пришлось госпитализировать в тяжелом состоянии. Авария стала первым крупным происшествием в двадцатилетней истории Ту-204.
С упавшим под Домодедово Ту-204 за одни сутки произошла не одна, а две чрезвычайных ситуации. Впервые опасения за исправность самолета возникли в ночь на 21 марта, когда рейс 1905 Ульяновских авиалиний из Москвы в Хургаду пришлось аварийно посадить в том же самом Домодедово. Первоначально сообщалось, что причиной аварийной посадки стало задымление в кабине пилотов, позднее стало известно, что в самолете отошел контакт системы обогрева стекол (видимо, также в кабине пилотов - обледенение стекла могло привести к ухудшению видимости и гораздо более плачевным последствиям).
Около 6 утра в воскресенье самолет после двухчасовой отработки топлива успешно сел в Домодедово, неисправность была устранена, а спустя несколько часов пассажирам было предложено продолжить рейс на том же самом Ту-204. Согласились далеко не все - на фоне общей нервозности высказывались предположения, что у Ту-204 неисправны двигатели и на самолете просто опасно лететь.
Один из пассажиров рейса заснял на видео бурные и продолжительные переговоры с представителями "Авиастара" и выложил их в интернет, но сделать какой-либо вывод из обычного для такой ситуации шума и гама довольно трудно. По крайней мере, всем не захотевшим рисковать своей жизнью пассажирам пообещали в полной мере компенсировать стоимость билетов.
На пути в Египет никаких особых происшествий с Ту-204 зафиксировано не было, самолет успешно добрался до Хургады и выгрузил всех, кому отдых оказался дороже сомнений. Обратный рейс проходил без пассажиров, на борту Ту-204 находились только восемь членов экипажа - два пилота, командир рейса, инженер и четыре бортпроводника.
На подлете к Москве в понедельник, в 02:43 по московскому времени, примерно за 1,5 километра до посадки в Домодедово самолет внезапно пропал с экранов диспетчеров. Спустя полчаса его обнаружили в подмосковном лесу. В официальных сводках инцидент описывается как "жесткая аварийная посадка". Видимо, она оказалась особенно жесткой, так как у самолета отвалилось крыло и в двух местах треснул фюзеляж - словом, инцидент был больше похож на крушение.
Отделаться испугом не смог никто из находившегося на борту Ту-204 персонала, все они попали в больницу, в том числе трое - в тяжелом состоянии. Из самолета вытекло топливо, но возгорания удалось избежать.
О причинах крушения Ту-204, чуть ли не первого за 20-летнюю историю не слишком популярного среднемагистрального лайнера, какие-либо достоверные выводы делать рано. "Черные ящики" были найдены уже спустя несколько часов после аварии, но на их расшифровку уйдет время. Скорее всего, данные с них исключат версию о технической неисправности - экипаж находился на связи практически до самого момента крушения и никаких сигналов об аварийной ситуации на борту не подавал.
За три дня до аварии Ту-204 проходил плановый ремонт шасси на заводе-изготовителе ЗАО "Авиастар-СП" и был признан пригодным к полетам. Также самолет осматривали и при выявленной неисправности системы обогрева окон. Возможную связь первой аварийной посадки с последовавшей катастрофой под Домодедово в Росавиации опровергли.
Также рассматриваются версии ошибки пилотов и аварии из-за погодных условий. В пользу последней говорит тот факт, что в момент аварии над Домодедово стоял туман, видимость составляла 150 метров, видимость по посадочным огням - 450 метров, что соответствует сложным метеоусловиям. Тем не менее, общение с диспетчерами Домодедово проходило в штатном режиме, на видимость пилоты не жаловались и о намерении совершать аварийную посадку не сообщали.
Аварийные ситуации на Ту-204 происходят крайне редко, за последние десять лет их число едва ли достигает десятка, и ни одно из происшествий еще не привело к гибели пассажиров или членов экипажа. Это, впрочем, можно объяснить небольшой распространенностью самолета - сейчас по всему миру эксплуатируются около 50 единиц Ту-204, а всего их было построено чуть более 60-ти.
Основной модификацией Ту-204 является Ту-204-100 на 210 пассажиров, оснащенный двумя двигателями ПС-90A. Эта версия самолета была принята на эксплуатацию в 1995 году и используется до сих пор. Дальность полета Ту-204 составляет 4300 километров, в более поздней модификации Ту-204-300 она была увеличена почти до 6 тысяч.
Самолет разрабатывался конструкторским бюро Туполева в конце 1980-х годов и должен был стать заменой сверхпопулярного Ту-154. Но в конечном итоге стать удачной альтернативой разработанного еще в конце 1960-х пассажирского лайнера ему не удалось. Спорные с точки зрения эффективности решения, высокая стоимость и только-только появившиеся в России подержанные и недорогие западные лайнеры - все эти факторы в конечном итоге привели к тому, что в среднем Ту-204 выпускался по три штуки в год, тогда как объем выпуска его предшественника Ту-154 достигал в лучшие годы пяти самолетов в месяц.
Не устраивала авиакомпании не только цена Ту-204, но и не слишком высокая надежность его компонентов. В частности, из строя часто выходила система кондиционирования, радиоэлектронное оборудование и силовые установки самолета. В 2010 году должно начаться производство улучшенной модификации самолета - Ту-204СМ, которая позволит обойтись меньшим числом членов экипажа и снизить взлетную массу, а новые двигатели будут более экономичными, чем на старых модификациях.
В России Ту-204 для пассажирских перевозок используют не так уж и много авиакомпаний, а теперь на одну из них станет меньше. Росавиация запретила владельцу разбившегося самолета - авиакомпании "Авиастар-Ту" - перевозить пассажиров, так как после аварии у нее остался только один самолет. Законодательство запрещает авиакомпаниям заниматься перевозками людей в случае отсутствия резервного борта.
В отличие от многих авиакатастроф, тайна которых остается неразгаданной на протяжении многих лет, причины аварии в домодедовском лесу мы узнаем достаточно скоро. По крайней мере, для этого есть все предпосылки: никто из членов экипажа, к счастью, не погиб, и о событиях над Домодедово есть кому рассказать. Также не повреждены ленты бортовых самописцев, фиксирующих как показания приборов, так и разговоры в кабине пилотов. Все это окажет серьезную помощь в расследовании уже возбужденного следственным комитетом при прокуратуре дела по статье "нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта".
Павел Борисов