На проходящем в Вашингтоне саммите по разоружению канцлер Германии Ангела Меркель потребовала разработать жесткие международные правила, регламентирующие оборот радиоактивных веществ. По словам Меркель, на данный момент не существует никаких юридических норм, на основании которых можно было бы привлечь к ответственности то или иное государство за передачу радиоактивных материалов в руки террористов. Даже слаборадиоактивные вещества, отметила канцлер, использующиеся в медицинских аппаратах, сельском хозяйстве и промышленности, могут представлять угрозу, если попадут "не в те руки".
Обоснованность подобного предложения, разумеется, не вызывает никаких возражений. Между тем проходящий в Вашингтоне саммит вновь напомнил о наболевшем вопросе, связанном с размещением в ФРГ американских ядерных боеголовок. Как отмечает обозреватель Tagesschau Кристоф Грабенхайнрих (Christoph Grabenheinrich), в самой Германии, канцлер которой требует ужесточения оборота радиоактивных веществ, никто толком не знает, сколько именно американских ядерных бомб находится на немецкой территории. Этого не знают даже эксперты бундестага по вопросам безопасности: правительство хранит информацию в строжайшем секрете.
Более того, в Германии до сих пор не могут окончательно определиться, нужны ли вообще немцам американские ядерные бомбы. Во времена Холодной войны на территории ФРГ были размещены около 150 американских ядерных боеголовок. Большая их часть - на базе ВВС "Рамштайн" в Рейнланд-Пфальце. Предположительно, в 2004 году атомные бомбы вывезли с авиабазы. В настоящее время, по данным различных немецких СМИ и пацифистских организаций, в Германии остаются то ли 10, то ли 20, а может и 30 американских ядерных бомб типа B61. Все они хранятся на базе ВВС Бюхель в том же Рейнланд-Пфальце, где располагается 33-я авиаэскадра люфтваффе. В случае угрозы, немецкие "Торнадо" доставят их в район применения.
На протяжении последних 20 лет с момента объединения Германии немецкие политики требуют полностью вывести американские ядерные бомбы с территории ФРГ. Причем эти требования раздаются не только со стороны оппозиции. В 2009 году об этом напомнил тогдашний министр иностранных дел, социал-демократ Франк-Вальтер Штайнмайер, заявивший, что американское ядерное оружие в Германии "морально устарело". Более того, он предложил обсудить этот вопрос на предстоящем саммите по разоружению. И вот время пришло, саммит в Вашингтоне открылся, однако вопрос об американских ядерных бомбах в ФРГ, по крайней мере публично, никак не обсуждается.
В настоящий момент главным идеологом вывода американских бомб с территории Германии выступает министр иностранных дел Гидо Вестервелле. Еще в 2009 году Вестервелле сделал требование избавиться от бомб одним из главных пунктов предвыборной программы возглавляемой им либеральной Свободной демократической партии (СвДП). Победив на выборах в бундестаг, консерваторы и либералы в ходе переговоров о создании коалиционного правительства решили официально включить вопрос о выводе американских ядерных бомб из Германии в список целей, которые поставит перед собой черно-желтый кабинет.
Сам Вестервелле выразил надежду, что этот вопрос может быть решен еще до окончания нынешней легислатуры в 2013 году. Выступая в феврале 2010 года на конференции по безопасности в Мюнхене, он еще раз призвал "убрать этот пережиток Холодной войны". Намерения министра иностранных дел ФРГ вызвали очевидное раздражение в США. Министр обороны Роберт Гейтс указал на недопустимость демилитаризации Европы, а госсекретарь Хиллари Клинтон предостерегла европейцев от соблазна поставить принцип ядерного устрашения под вопрос. Куда более резко высказался бывший генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон (George Robertson). Он назвал "безответственным" поведение Германии, которая желает оставаться под защитой американского ядерного щита, но при этом хочет переложить свою долю ответственности на других.
Даже подписание между Россией и США нового договора по СНВ, которое Вестервелле расценил как "мощный сигнал" в деле разоружения, судя по всему, не повлияло на позицию Вашингтона по вопросу о размещении американских ядерных боеголовок в ФРГ. Как бы в противовес намерениям немецкого министра иностранных дел, 3 марта Пентагон объявил о предстоящей модернизации "ядерных и неядерных компонентов" находящихся в Германии бомб B61 - с целью продления их эксплуатационных сроков.
Партнеры либералов по правительству, консерваторы из ХДС и ХСС, также не спешат с выводом американских ядерных боеголовок, причем еще совсем недавно они вообще были против этих планов. В так называемой Белой книге по безопасности (сборнике документов и предложений по дальнейшему развитию политики безопасности ФРГ), составленной по поручению бывшего министра обороны Франца-Йозефа Юнга, покинувшего свой пост только осенью 2009 года, отмечается, что "в обозримом будущем Германии для поддержания эффективной политики устрашения, помимо конвенциональных видов вооружений, будет необходимо ядерное оружие". Эксперты из лагеря консерваторов, такие как Эрнст-Райнхард Бек (Ernst-Reinhardt Beck), отмечают, что без ядерного оружия Германия лишится возможности влиять на ядерную стратегию НАТО, членом которого она продолжает оставаться.
Может создаться впечатление, что все требования Гидо Вестервелле вывести американские боеголовки так и останутся словами: по крайней мере, никому из его предшественников - ни Штайнмайеру, ни куда более харизматичному Йошке Фишеру - не удалось этого сделать. Однако это не так. Вестервелле умерил тон в вопросе разоружения, стал более прагматичным, однако от своих намерений не отказался. Более того, министру иностранных дел, которого оппозиция за ярко выраженные неолиберальные взгляды считает "социальным и политическим поджигателем", который якобы лишь поляризует общество и сеет вражду, в вопросе об атомном разоружении удалось сплотить своих противников вокруг себя. Недавно все представленные в бундестаге партии, в том числе СДПГ и "Зеленые", подписали резолюцию, в которой обязывались приложить все усилия, чтобы добиться от "американских союзников" вывода ядерных боеголовок из Германии.
О поддержке инициатив Вестервелле по разоружению заявил такой политический мастодонт, как давний соратник Гельмута Коля Ганс Дитрих Геншер, который занимает сейчас пост почетного председателя СвДП. В феврале 2010 года, перед конференцией по безопасности в Мюнхене, министр иностранных дел ФРГ провел в фешенебельном берлинском отеле Adlon знаковую встречу с "мудрецами по разоружению" - Генри Киссинджером (Henry Kissinger) и Гергом Шульцем (George Shultz), которые в 2008 году вместе с Уильямом Пэрри (William Perry) и Сэмом Нанном (Sam Nunn) на страницах The Wall Street Journal выступили с манифестом "Toward a nuclear-free world" ("Навстречу безъядерному миру"). Наконец, Гидо Вестервелле удалось собрать небольшую коалицию сторонников в самом НАТО: в феврале 2010 года министры иностранных дел Германии, Норвегии, Бельгии, Люксембурга и Нидерландов направили генеральному секретарю НАТО письмо, в котором предложили всесторонне обсудить атомную стратегию НАТО и провести дебаты по ядерному разоружению.
Ожидается, что это произойдет на следующем заседании глав МИД стран альянса, запланированном на 22-23 апреля в столице Эстонии Таллине. Иными словами, чтобы в результате односторонних действий по разоружению не остаться в изоляции в Североатлантическом альянсе, Германия в лице Гидо Вестервелле решила действовать собственно через НАТО. Насколько продуктивен такой подход, трудно сказать. Очевидно, что если процесс по дальнейшему ядерному разоружению в Европе даже будет инициирован, то проходить он будет крайне сложно и долго. Это уже признал и сам Вестервелле. Если немецкому министру и удастся завязать дискуссию по разоружению, совсем не очевидно, что он сможет склонить в свою пользу остальных членов НАТО, у которых могут быть совершенно другие интересы. К примеру, Николя Саркози еще в 2007 году предложил Германии участвовать в управлении французским ядерным арсеналом (Force de Frappe). В любом случае ясно, что в одиночку решить вопрос о наличии ядерного оружия на своей территории ФРГ не сможет.
Алексей Демьянов