Российские власти вновь продемонстрировали свое расположение новому руководству Киргизии. За недолгое время, прошедшее после переворота, Россия успела принять делегатов от временного правительства, пообещать им денег и топлива, а заодно присоединилась к критике в адрес свергнутого киргизского президента. А теперь Москва выдала Бишкеку бывшего главу киргизского МВД Молдомусу Конгантиева, который был сильно избит во время мятежа и, очевидно, рассчитывал скрыться от "революционеров" на российской территории.
Возможно, бывший министр вдохновился примером других VIP-изгнанников из стран бывшего СССР, получавших в России приют (бывшего президента Киргизии Аскара Акаева, бывшего лидера Аджарии Аслана Абашидзе, бывшего главу госбезопасности Грузии Игоря Гиоргадзе и прочих). Однако политическая ситуация сложилась не в его пользу.
Молдомуса Конгантиев, напомним, 7 апреля был захвачен мятежниками в Таласе (областном центре на северо-западе Киргизии, где начались беспорядки, впоследствии перекинувшиеся на столицу), это произошло незадолго до того, как в Бишкеке толпа взяла штурмом дом правительства. Глава МВД, прибывший в Талас в связи с беспорядками, находился в здании областного УВД в тот момент, когда оно было захвачено сторонниками оппозиции.
Символ "революции"
Кадры с избитым, полураздетым министром, который в окружении ликующей толпы говорил, что ему "неудобно перед народом", обошли многие телеканалы и стали одним из символов мятежа. На записи видно, как один из стоящих рядом людей "подсказывал" министру фамилию президента (в смысле, что, мол, стыдно было выполнять указания Курманбека Бакиева). Конгантиев фамилии Бакиева не назвал, сказав вместо этого "руководство страны". Впрочем, как сообщало агентство Reuters, мятежники все же заставили его прокричать "Долой Бакиева!".
Прошло некоторое время, прежде чем толпа согласилась отдать главу МВД врачам. Вот как описывал ситуацию корреспондент "Ферганы.Ру": "...В настоящее время Молдомуса Конгантиев находится рядом со зданием областной администрации. Он – в тяжелейшем состоянии, очень сильно избит. Ему не оказывается медицинская помощь". Помимо Конгантиева был избит и вице-премьер Киргизии Акылбек Жапаров (который также находился в здании УВД в момент его захвата). По информации агентства, один из лидеров мятежников, Серен Шейшенов, пытался защитить представителей власти, но в результате сам едва не был задавлен толпой.
Впоследствии о судьбе главы МВД (точнее уже бывшего главы МВД - временное правительство уволило его вечером 7 апреля) поступали противоречивые данные. Ходили слухи, что он скончался по дороге в больницу (эта информация довольно быстро была опровергнута). Одни источники сообщали, что Конгантиев не покидал Талас, другие - что он был доставлен в Бишкек. Неофициальные источники утверждали, что супруга министра предложила за его жизнь 40 тысяч долларов и вывезла мужа в соседний Казахстан.
Трогательную заботу о своем предшественнике проявил новый глава МВД Болот Шерниязов, который до переворота был одним из лидеров оппозиции. Временный министр 8 апреля обратился к жителям Таласской области с просьбой выдать удерживаемого ими Конгантиева - "как живого свидетеля".
То, что бывший министр понадобился "революционерам" живым, вполне понятно. Новой власти как раз не хватает высокопоставленных представителей прежнего "режима", на которых можно было бы официально, в суде, возложить ответственность за апрельские события, за десятки убитых и сотни раненых (взять хотя бы часть вины на себя "революционеры" отказались).
Эффектнее всего, конечно, было бы посадить на скамью подсудимых бывшего президента, на которого новые власти завели уголовное дело о злоупотреблении властью. Но его временное правительство уже выпустило из страны. Младшего сына экс-президента, Максима (его обвиняют в коррупции, а также в причастности к гибели мятежников 7 апреля), в Киргизии тоже нет. Из наиболее известных и влиятельных (в прошлом, по крайней мере) родственников Бакиева остается еще его брат Жаныш, до недавнего времени руководивший Службой государственной охраны. Последнего новые власти обвинили в том, что именно он отдал приказ стрелять в мятежников, штурмовавших здание правительства. Однако и его местонахождение неизвестно. Для поимки Жаныша Бакиева силовые структуры провели в Джалалабадской области спецоперацию, но поймать его не смогли.
Бывший глава МВД между тем покидать Киргизию вроде бы не собирался. Спустя неделю после переворота в СМИ появилось заявление, распространенное от имени Конгантиева. Автор обращения, как сообщало агентство Central Asian News, отмечал, что по состоянию здоровья пока не готов предстать перед судом. Но при этом выражал готовность дать показания об апрельских событиях - "с надеждой на справедливое правосудие, а не линчевание".
В итоге, правда, бывший министр оказался в Москве. О том, при каких обстоятельствах он попал в российскую столицу, информации мало. Во временном правительстве Киргизии заявили, что в Москву Конгантиев прибыл авиарейсом из Джалалабада, в республике теперь выясняют, кто позволил ему это сделать (после недолгого разбирательства было отправлено в отставку руководство пограничной службы, а временный вице-премьер Алмаз Атамбаев заявил, что ответственность за произошедшее понесут и другие силовики).
По информации АКИpress, Конгантиев был задержан в Москве 25 апреля, задержание провели сотрудники российских и киргизских спецслужб. На следующее утро бывшего министра вернули в Киргизию. Временный вице-премьер Алмаз Атамбаев, выступая 26 апреля, поблагодарил ФСБ за сотрудничество.
Появление бывшего киргизского министра в российской столице вообще-то выглядит странно. Российские власти после переворота направили Киргизии достаточно сигналов, демонстрирующих, что они на стороне новой власти, а не Бакиева и его окружения (не говоря уже о том, что, по одной из версий, Россия сама приложила руку к апрельским событиям). Едва ли представитель прежнего руководства не понимал, что рассчитывать на убежище в РФ ему не стоит. Впрочем, он возможно, не планировал задерживаться в Москве, а рассчитывал вылететь оттуда в третью страну.
По опыту Узбекистана?
Примечательна, конечно, скорость, с которой беглец был возвращен на родину. Неизвестно, просил бывший министр убежища или нет. Но после того, что произошло в Таласе 7 апреля, у принимающей стороны вполне могли бы возникнуть некоторые сомнения в том, что избитого министра на родине ждет именно справедливый суд, а не суд Линча. Но этих сомнений (если они и были) не хватило даже для того, чтобы отложить экстрадицию.
Произошедшее (а именно, совместные действия российских и киргизских спецслужб) напомнило события минувших лет, когда из России по просьбе и при участии узбекских силовых структур выдворялись граждане Узбекистана. Ташкент, напомним, добивался выдачи беженцев, покинувших Андижан после жестокого подавления беспорядков 2005 года, а также соотечественников, заподозренных в причастности к радикальным религиозным организациям. Некоторые из граждан Узбекистана, по данным правозащитников, были выдворены из России вопреки нормам международного гуманитарного права, а другие вообще были похищены представителями узбекских спецслужб и тайно вывезены в республику.
Известность получил, в частности, случай с гражданином Узбекистана Рустамом Муминовым. В 2006 году он был депортирован из России в Ташкент, несмотря на решение Страсбургского суда о приостановке депортации. Впоследствии Европейский суд по правам человека констатировал, что власти РФ нарушили в этом случае и российское, и международное законодательство. Муминов к тому времени был приговорен на родине к пяти с половиной годам тюрьмы за "антигосударственную деятельность".
В поимке беженцев узбекские силовики принимали самое активное участие. Так, например, в 2007 году гражданин Узбекистана Мухаммадсолих Абутов был задержан в городе Красногорске (то есть на территории Российской Федерации) сотрудниками узбекской милиции, которые затем доставили его в Красногорское УВД. При этом выяснилось, что Абутов на момент задержания не находился в межгосударственном розыске. В случае же, если на просьбу об экстрадиции Россия отвечала отказом, в ход шли другие средства. Так, в 2004 году, по информации руководительницы программы "Помощь политическим беженцам из Центральной Азии" Елены Рябининой, в Саратовской области людьми в масках был похищен некий Маннобжон Рахматуллаев, выдачи которого ранее пытались добиться узбекские власти. Впоследствии стало известно, что его вывезли на самолете в Узбекистан. На родине Рахматуллаева приговорили к 16 годам тюрьмы.
P.S.
Возвращаясь к бывшему министру внутренних дел Киргизии, следует отметить, что его задержание для нового руководства страны - лишь половина дела. Просто так осудить Конгантиева, которого временное правительство обвиняет "в действиях, направленных против сторонников оппозиции 6-7 апреля", не получится. В защиту бывшего министра уже выступили его земляки. 26 апреля около двух тысяч человек, по информации "Ферганы.Ру", перекрыли стратегическую трассу Бишкек-Ош и потребовали освобождения Конгантиева. На дороге образовалась пробка в несколько километров.
Ранее за бывшего министра вступились милиционеры, организовавшие несколько митингов (в Бишкеке и областных центрах - Джалалабаде и Оше). Они потребовали, чтобы виновные в избиении Конгантиева были наказаны. "Где гарантия нашей безопасности, если мы будем исполнять приказы новых властей? Нашего министра зверски избили, кто понесет за это ответственность? - возмущались милиционеры. - При исполнении приказов нас избивают, а потом власти забывают о нас. Мы больше не хотим быть орудием в чьих-то руках!".
Напомним, что нового главу МВД Болота Шерниязова, который возглавил ведомство после переворота, милиционеры не приняли. Сотрудники МВД обвинили бывшего оппозиционера в том, что именно он давал указание избивать милиционеров в ходе беспорядков в Таласе. Когда Шерниязов попытался успокоить своих подчиненных на митинге, то едва не повторил судьбу своего предшественника. На временного министра напали некоторые участники акции протеста, и ему пришлось срочно покинуть место проведения митинга. Позднее стало известно, что обязанности главы МВД в связи с плохим состоянием здоровья нового министра исполняет его заместитель.