В январе 2010 года премьер-министр Латвии, экономика которой переживает самый сильный в Евросоюзе спад, признался, что ходил к гадалке в надежде узнать будущее. Об итогах визита Валдис Домбровскис благоразумно умолчал, чтобы не пугать сограждан. В России особой необходимости в подобных консультациях пока нет. Чиновники справляются с прогнозами сами. Сейчас о перспективах экономики гадает все правительство.
Премьер-министр Владимир Путин, выступая перед Госдумой в середине апреля, заявил, что данные по первому кварталу внушают оптимизм. Его поддержали подчиненные. На минувшей неделе глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина заявила, что видит признаки оживления экономики и ожидает продолжения экономического роста во втором квартале. Однако говорить об устойчивом росте пока рано, отметила министр.
Официальный прогноз роста ВВП на момент ее выступления все еще находился на уровне в 3,1 процента, хотя практически все чиновники заявляли о скором повышении прогноза. Набиуллина оценивала годовой прирост экономики на уровне четырех процентов. Такого же мнения до сих пор придерживался министр финансов РФ Алексей Кудрин.
Несколько дней спустя Минэкономразвития представило пересмотренный прогноз на 2010-2013 годы, предложив повысить предполагаемые цены на нефть и увеличить оценку роста ВВП. Так, прогноз по цене на нефть министерство предложило повысить в 2010 году до 76 долларов за баррель (в бюджет заложена цена в 58 долларов), а по росту ВВП, как и обещала Набиуллина - с 3,1 до 4 процентов.
Рост ВВП России, впрочем, заметен только на фоне прошлогоднего спада, ведь сезонно выровненный он составил в первом квартале 2010 года лишь 0,6 процента к предыдущему кварталу. При этом поквартальные темпы восстановления экономики России замедлились с 2-х процентов в третьем квартале 2009 года и 1,7 процента в четвертом квартале прошлого года.
Худший вариант прогноза Минэкономики предусматривает рост ВВП в 2010 году на все те же 3,1 процента с последующим замедлением до 2,7 процента. Это произойдет, к примеру, если значительно ухудшится стоимость энергоресурсов на внешних рынках. К примеру, в связи с активизацией добычи газовых сланцев и активным наращиванием Ираком добычи нефти.
Прогнозы по еще двум важным показателям - инвестиции и промышленное производство - Минэкономразвития решило не повышать. Чиновники сохранили оценку роста инвестиций в основной капитал в 2010 году на уровне 2,9 процента, а по промышленному производству и вовсе пообещали сокращение - с 2,8 до 2,5 процента.
Оценить данные, представленные министерством, в России мало кто берется. Так, в Центре развития ГУ-ВШЭ заявили, что, поскольку погрешность в оценках Минэкономразвития темпов роста ВВП может быть достаточно большой, то и динамика ВВП внутри первого квартала допускает многочисленные трактовки - от "хрупкого, слабого, на грани стагнации, роста" до "рецессии экономики".
Экономисты, опрошенные Reuters, считают, что судить об экономике стало сложнее еще и из-за Росстата, изменившего с февраля 2010 года методику расчета индекса промпроизводства. Российские СМИ утверждали, что такой подход искажает статистику в пользу "роста" на 0,1-0,2 процента.
"В целом картинка неплохая, но качественно ее оценить очень сложно из-за новых 'весов' Росстата и пересмотра данных за предыдущие годы. Мы уже 4 месяца находимся в статистическом вакууме", – жаловался в интервью агентству Антон Струченевский из "Тройки Диалог".
Наука тянуть одеяло
Между тем, прогноз Минэкономики чрезвычайно важен для всего правительства. На его основе Минфин России будет пересчитывать бюджет на текущий и последующие годы.
Борьба двух министерств за бюджет уже началась. Повышенный прогноз по нефти и ВВП, полагают в Минэкономики, позволит нарастить госинвестиции, столь необходимые для развития экономики. Помешать этому может Минфин, который традиционно пытается не допустить увеличения расходов, чтобы сдержать инфляцию и накопить резервы.
По данным Минэкономразвития, инфляция в России в 2010 году составит от 6 до 7 процентов. Низкая инфляция уже позволила Центробанку России снизить 30 апреля 2010 года процентные ставки на очередные 25 базисных пунктов. За последний год ЦБ снижал ставки 13 раз, что несколько оживило кредитование в России. При этом регулятор впервые дал понять о скором приближении конца цикла смягчения денежно-кредитной политики. Дело в том, что ЦБ ожидает некоторое ускорение инфляции во втором полугодии 2010 года.
29 апреля замминистра экономического развития Андрей Клепач, комментируя новый прогноз правительства, отмечал, что документ " как раз учитывает наше видение того, как будут сформированы инвестиционные расходы государства. В этом смысле прогноз предполагает не сжатие, а увеличение в реальном выражении инвестиционных расходов государства, особенно инновационной направленности, а также определенное увеличение расходов на инфраструктуру". Заместитель министра, в частности, напомнил, что в правительстве продолжается работа над корректировкой федеральных целевых программ (ФЦП). Ранее расходы на 53 ФЦП должны были составить 2,9 триллиона рублей до 2012 года, но сейчас более двух третей из них не обеспечены расходами бюджета.
Понижение прогноза по росту промпроизводства на 2010 год, по словам Клепача, связано с неустойчивой динамикой в начале года, низкой конкурентоспособностью и высокими ставками по кредитам. "Промышленность действительно остается слабым местом", - признал министр, отметив также, что при "сокращении государственного спроса ей будет очень сложно что-либо делать".
В Минэкономразвития пугают, что отказ от наращивания инвестиций может привести к реализации "негативного" прогноза, предполагающего продолжение жесткой бюджетной политики, заморозку зарплат, обрушение госспроса, а также стагнацию банковского кредитования. Чтобы продемонстрировать Минфину необходимость наращивания инвестиций, Минэкономики подготовило сразу несколько вариантов развития экономики. Худший вариант предусматривает рост ВВП в 2010 году на все те же 3,1 процента с последующим замедлением до 2,7 процента.
Из-за рубежа значительных инвестиций России ждать не следует. Так, Минэкономразвития ожидает чистый приток капитала в РФ в 2010 году в объеме до 10 миллиардов долларов. Министр финансов РФ Алексей Кудрин полагает, что этот показатель будет близок к нулю.
В Минфине, с которым прогноз Минэкономразвития пока даже не согласован, намек коллег поняли, но вряд ли готовы раскошелиться. Ранее Минфин выпустил собственный прогноз, в котором говорится, что в 2010 и 2011 годах правительству не удастся сократить дефицит бюджета за счет сверхплановых доходов, полученных из-за роста нефтяных цен. Газета "Ведомости" отмечала, что все излишки "съедают" правительственные поручения, требующие все новых и неотложных трат (соглашение с Украиной, индексация пенсий, понижение экспортной пошлины на нефть и прочее). Кроме того, казна теряет на укреплении рубля больше, чем получает из-за роста нефтяных цен.
В результате Минфин, несмотря на пересмотренные макроданные, постарается удержать прогноз по уровню дефицита бюджета на уровне менее 6 процентов ВВП. Консервативных оценок министерство будет придерживаться до тех пор, пока это возможно, чтобы не допустить раздувание расходов прочими министерствами. Вот только вряд ли это ему удастся: премьер Путин уже обещал рассмотреть вопрос индексации зарплат бюджетников осенью 2010 года.