В апреле премьер-министр России Владимир Путин высказал шокировавшее Киев предложение объединить двух газовых монополистов - "Газпром" и "Нафтогаз". Месяц спустя процесс пошел, но далеко не так масштабно, как того хотелось бы Москве. Пока компании лишь договорились создать совместное предприятие. Скорее всего, сближение "Газпрома" и "Нафтогаза" этим и ограничится, ведь более существенного прогресса сторонам добиться не удалось. Пока нет даже понимания того, зачем двум странам нужна подобная сделка.
"Газпром" давно хочет увеличить свое присутствие на газовом рынке Украины, где сейчас ему принадлежит лишь компания, не особенно успешно торгующая газом. Прежде всего, конечно же, речь идет о ГТС Украины, по которой российский концерн поставляет в Европу львиную долю экспорта. После смены президента Украины в феврале 2010 года стороны начали резкое сближение, в том числе в энергетической сфере. Россия предоставила Украине скидку на топливо, заручившись обещанием Киева сохранить флот в Севастополе.
Так бойко стартовав, Россия, понятное дело, уже не могла остановиться. Не успели в Киеве отойти от черноморского блицкрига, который еще сильнее вгонит Украину в долги (впрочем, ощутят это в Киеве лет эдак через 10), как в Москве созрел еще более грандиозный план. Озвучил его Владимир Путин, предложивший объединить "Газпром" и "Нафтогаз". Руководство российского энергетического концерна поддержало премьера, который, похоже, действовал по принципу "главное - ввязаться в бой, а там будет видно".
В Киеве, услышав предложение Москвы, опешили, но пообещали рассмотреть "экспромт" Путина. Быстро сообразив, что никакого объединения не получится, а получится обыкновенное поглощение "Нафтогаза" со стороны российской монополии, президент Украины Виктор Янукович отшутился, что готов объединить компании на паритетных началах. В Москве подобную дерзость партнера пропустили мимо ушей .
28 мая украинская делегация прибыла в московский офис "Газпрома", чтобы обсудить предложение Путина об объединении двух монополий. Стороны согласились, что этот процесс может быть поэтапным. По итогам переговоров выяснилось, что Москва готова отдать половину новой компании Киеву. Но только не половину объединенной компании "Газпрома" и "Нафтогаза", а половину их совместного предприятия. Сейчас стороны обсуждают активы, которые могут быть переданы этому СП.
Газета "Ведомости", к примеру, утверждает, что СП может получить в качестве одного из активов "Поднятие Палласа" - участок на шельфе Черного моря. Проблема, однако, заключается в том, что это решение, если и будет принято, то окажется продиктовано скорее политическими, чем экономическими соображениями. Дело в том, что и Москва, и Киев считают этот участок своим, так как обе страны уже много лет не могут провести морскую границу. Совместное предприятие упредило бы возможный скандал, который разразится, едва одна из сторон начнет добычу на этом участке шельфа.
Украинские эксперты отмечали, что все "объединение" "Газпрома" и "Нафтогаза" созданием подобного СП и ограничится, поскольку с юридической точки зрения реальное слияние попросту невозможно. Ведь для этого необходима приватизация "Нафтогаза" и существенная правка украинского законодательства. Не тут-то было.
Неограниченная свобода выбора
В России, по крайней мере, на словах продолжают стремиться к объединению двух компаний, словно не замечая скепсиса, который идея Путина вызвала у большинства наблюдателей. "С нашей стороны было сделано совершенно однозначное предложение, задана общая рамка возможного уровня интеграции, которая может предполагать достаточно большую свободу, почти неограниченную", - объясняет логику Москвы глава Минэнерго Сергей Шматко.
Более конкретно на эту тему высказался зампред правления "Газпрома" Александр Медведев. Он полагает, что объединение компаний упрочит безопасность поставок газа в Европу, а также поможет Украине модернизировать ее газопроводы. Это, по мнению Медведева, может быть сделано за счет промышленного консорциума двух компаний, который бы занимался только трубопроводами.
Общие проекты "Газпрома" и "Нафтогаза" могут затронуть интересы Владимира Лисина, самого богатого россиянина по версии журнала Forbes. Дело в том, что с 2002 года лицензия на участок шельфа, который захватывает "Поднятие Палласа", принадлежит российской компании "Черноморнефтегаз", которую, по утверждениям российских СМИ, контролирует Лисин. Лицензия "Черноморнефтегаза" дает этой компании право не на разработку участка, а только на поиск углеводородов на "Палласе". Но даже обнаружив нефть и газ на "Палласе", по нынешнему законодательству "Черноморнефтегаз" лицензию на разработку месторождений не получит. Дело в том, что уже почти два года закон о недрах разрешает разработку морских участков только "Газпрому" и "Роснефти".
В подобном объединении активов сторон, пускай даже в форме СП, действительно есть смысл, ведь ГТС Украины строилась во времена Советского Союза, когда вся инфраструктура была общей, включая не только трубопроводы, но и подземные хранилища. И у России есть весомые аргументы, чтобы попытаться вернуть некогда существовавший статус-кво. Российская монополия готова оказать финансовую поддержку в модернизации украинской ГТС. На это Киеву надо до 3 миллиардов долларов, и уже в 2010 году - 600 миллионов долларов. Деньги для Украины это весьма значительные.
"Украинские газопроводы находятся в плохом состоянии, у 'Нафтогаза' нет денег на инвестиции, а мы в нашей компании направляем половину расходов на строительство и модернизацию сетей", - увещевал украинских партнеров Медведев. Это высказывание для Киева, впрочем, лишено какого-либо смысла. Ведь как изношенность собственной одежды не является поводом отдать ее чужому дяде и ходить голым, так и отсутствие средств на модернизацию ГТС не является поводом передать ее соседу, оставшись ни с чем.
Закреплению "Газпрома" на рынке Украины в качестве владельца каких-либо активов мешает не только юридическая неопределенность, но и сомнительные политические перспективы этого союза. Как показала практика, смена власти на Украине в считанные месяцы привела к значительным изменениям в экономике. Где страховка, что то же самое не произойдет, если Януковича и "Партию регионов" спихнут с трона в ходе следующих выборов?
Дальнейшему сближению Москвы и Киева будут всячески препятствовать и украинские бизнесмены, которым Москва уже отказала в желании гнать по российским трубам топливо напрямую из Центральной Азии. Против объединения выступит и националистически настроенная часть украинцев, для которой слияние "Газпрома" и "Нафтогаза" прежде всего является очередным подтверждением ползучей аннексии со стороны России. Для Украины, где к борьбе с российскими "рейдерами" подключают даже Всевышнего , это не последний фактор.
Не удивительно, что оценивать дальнейшие перспективы объединения двух концернов в Москве сейчас не берутся. "Мы понимаем, насколько это чувствительный вопрос для Украины", - отмечает российский министр Шматко, призывая не спекулировать на тему слияния "Газпрома" и "Нафтогаза" раньше времени.
Сейчас "Нафтогазу" в Москве необходимо как минимум заручиться гарантией транзита российского газа. Но этот вопрос упирается, прежде всего, в проект газопровода "Южный поток" из России в Европу в обход Украины, который Москва твердо решила построить вопреки настойчивым просьбам Киева этого не делать.
Вероятное сокращение транзита, которое неизбежно возникнет после завершения строительства "Потока", Украине никто компенсировать не собирается. Модернизировать "пустую" ГТС соседа Россия не будет. А значит, и особого смысла в объединении "Газпрома" и "Нафтогаза" нет. По крайней мере, пока.