Ежегодно авторитетное издание All Things Digital, существующее при The Wall Street Journal, проводит конференцию D, на которой выступают представители самых крупных компаний - участников IT-отрасли. 1 июня на сцену вышел Стив Джобс, которого журналисты буквально засыпали вопросами.
Пару месяцев назад Стив Джобс изменил тактику общения с внешним миром, вернее, придумал ее заново, потому что раньше она заключалась в неприступном молчании. Теперь глава Apple иногда кратко отвечает на письма с вопросами, вступает в переписку и даже более-менее откровенно общается с журналистами.
Уникальную возможность разговорить человека, продавшего миру два миллиона iPad, журналисты использовали на все сто. На следующий день популярный автоматический агрегатор IT-новостей Techmeme чуть более чем наполовину состоял из ссылок на разговор с Джобсом. Что же тот сказал?
То, что Apple на днях обошла по капитализации Microsoft, кажется Джобсу немного сюрреалистичным. Когда он десять лет назад вернулся в Apple, компания была в 90 днях от банкротства, из нее ушла вся старая команда и Джобсу пришлось искать хороших людей среди незнакомцев.
Гораздо серьезнее глава Apple отнесся к вопросу про отказ корпорации от поддержки Adobe Flash в портативных устройствах. Джобс заявил, что у Apple нет ресурсов для поддержки всех технологий. Корпорации, по его словам, приходится выбирать, на какую лошадь ставить. Имя новой лошади Apple - HTML5, а не Flash.
Джобс напомнил, что Apple уже отказывалась от привычных технологий. Компания сделала популярным привод для трехдюймовых дискет. Она же его и похоронила. Так же Apple поступила с последовательными и параллельными портами, променяв их на USB. В ноутбуке MacBook Air компания избавилась от привода для оптических дисков.
Следующий вопрос касался ситуации с изданием Gizmodo, редактор которого купил у незнакомца новую модель iPhone. Его дом в результате обыскали, а сам он стал участником дела о хищении смартфона.
По просьбе журналистов Стив кратко описал перемещения блудного iPhone и закончил ответ словами: "это восхитительная история: в ней есть воровство, скупка краденого, вымогательство и, я уверен, где-то обязан быть секс". Он добавил, что и сам не знает, чем все это закончится.
Следующий вопрос был еще более неприятным. Джобса спросили, как он относится к серии самоубийств на китайских предприятиях компании Foxconn. Именно Foxconn занимается сборкой продуктов Apple, в частности планшетов iPad.
Всего на фабриках, где трудятся 400 тысяч человек, за последние несколько месяцев было совершено более десятка самоубийств. Все чаще произносилось слово "потогонка". Джобс успокоил общественность, заявив, что никакая это не потогонка, потому что там есть рестораны и кинотеатры. Кроме того, сказал глава Apple, в Китае частота самоубийств даже ниже, чем в США, хотя, конечно, "ситуация сложная".
Несколько минут журналисты расспрашивали Джобса об отношениях Google и Apple. Он заявил, что никакой войны платформ нет. В то же время Джобс признал, что когда-то он и конкуренцию с Microsoft не рассматривал как такую войну. В результате Apple ее проиграла и только теперь наверстывает упущенное.
Говоря о Google, он напомнил, что это Google решил выйти на важный для Apple рынок мобильных телефонов. В то же время Apple рынок поиска, почти безраздельно принадлежащий Google, не трогала и не собирается. Обе корпорации дружили и осуществляли множество совместных проектов. Все в одночасье изменилось, когда Google стал всерьез продвигать мобильную операционную систему Android, бросив вызов iPhone OS.
На вопрос, не чувствует ли он себя преданным, Джобс ответил прямо и неожиданно: "Я на семейную жизнь не жалуюсь". Журналисты тут же сменили тему, попросив рассказать про iPad.
Как объяснил Джобс, идея сенсорного планшета появилась еще до iPhone. Увидев прототип планшета, Джобс предложил сделать из него телефон, и только через три года после iPhone был выпущен продукт, ранее известный внутри компании как Safari Pad.
"Что-то исчезло между пользователем и компьютером", - провозгласил Джобс. "Клавиатура", - ехидно донеслось из соседнего кресла, стоящего на сцене.
Под конец Джобса спросили о творческих планах, вернее, о планах, связанных с недавно анонсированной рекламной системой iAd. Ответ Стива можно разделить на две довольно резких части.
Во-первых, рекламные сети конкурентов - отстой.
Во-вторых, никому уже не нужны сайты. Пользователи давно сидят в приложениях.
Неизвестно, что получится из iAd - пока лишь ходят слухи об огромных бюджетах рекламодателей, необходимых для подключения к системе. Одно можно сказать с уверенностью - у Джобса с саморекламой все в порядке.