Вся надежда на ФБР Американские чиновники оказались не готовы к ядерной войне

В мае 2010 года в кабинеты министерства юстиции США пожаловала проверка. Главный инспектор ведомства Гленн Файн решил проверить подчиненных на предмет соответствия федеральному плану, определяющему порядок действий в случае применения против США оружия массового уничтожения. Результат оказался обескураживающим - из всех подразделений министерства только ФБР готово решительно и эффективно действовать в "постапокалиптических" условиях.

Неутешительный для министерства юстиции отчет инспектора был опубликован 1 июня 2010 года и сразу же оказался в центре внимания общественности. Эксперты и рядовые американцы недоумевали: как получилось, что ведомство, которое должно взять на себя управление страной в условиях недееспособности локальных правоохранительных служб, оказалось не готово к возможной ядерной, биологической или любой другой потенциально разрушительной атаке на США.

Однако не все так плохо, как кажется на первый взгляд. Главный инспектор Файн все же нашел одно сознательное подразделение, способное успешно действовать после применения против США оружия массового уничтожения (ОМУ). Название этого подразделения, пожалуй, ни для кого не стало неожиданностью - это Федеральное бюро расследований (ФБР), на которое, как известно, возложены основные функции по обеспечению безопасности страны, президента и рядовых американцев.

Как показала проверка, на сегодняшний день только ФБР разработало и утвердило план действий в условиях применения ОМУ, а федеральные агенты - единственные из сотрудников министерства юстиции, знающие, как вести себя в подобных ситуациях. Особой похвалы со стороны главного инспектора заслужила специальная программа ФБР по защите Вашингтона и его окрестностей. Получается, что при ядерном ударе по территории США Бараку Обаме и другим постояльцам Белого дома остается уповать только лишь на "федералов".

Абсурдным на фоне очевидного превосходства ФБР над другими структурами ведомства кажется тот факт, что координатором действий в условиях применения ОМУ считается такое подразделение министерства, как Бюро по борьбе с незаконным оборотом алкоголя, табачных изделий, взрывчатых веществ и огнестрельного оружия (ATF). Эта структура стала одной из трех, заслуживших особое порицание главного инспектора. Сравниться по уровню несознательности с ATF смогли лишь Управление по борьбе с наркотиками (DEA) и Служба маршалов США, где также не слишком хорошо представляют, что делать в случае внезапного нападения на Америку с применением ОМУ. Не менее комичным видится и то, что загадочное назначение ATF прошло мимо большинства других подразделений министерства, узнавших о своем мифическом координаторе только из доклада главного инспектора Файна.

Вместе с тем наркополицейские, маршалы и сотрудники ATF подверглись отдельной критике за свое безразличие к делам министерства юстиции и полное отсутствие любознательности. Так, инспекция выявила, что эти три ведомства, зная о существовании плана ФБР, даже не удосужились ознакомиться с его содержанием. Таким образом, напрашивается вывод - если ситуация не изменится, то в условиях ядерной войны федеральным агентам придется рассчитывать не на помощь коллег, а на Агентство национальной безопасности США, также ответственное за защиту страны от внешних и внутренних угроз.

Административные же выводы главного инспектора оказались не столь категоричными. В заключительной части своего отчета Файн ограничился лишь набором рекомендаций для министерства юстиции, не став настаивать на каких-либо санкциях в отношении столь безалаберного ведомства. Рекомендаций у Файна нашлось всего пять, и все они касаются изменения подхода Минюста к угрозе применения ОМУ.

Министерство юстиции США было создано в 1870 году. В отличие от подобных ведомств в других государствах, американское обладает более обширными функциями, совмещая управление в сфере юстиции с выполнением обязанностей, свойственных министерству внутренних дел. Министерство юстиции США состоит из десятка подразделений и агентств, наиболее известными из которых являются ФБР, DEA и Служба маршалов. Руководит министерством генеральный прокурор, утверждаемый Сенатом по представлению президента. В настоящий момент эту должность занимает Эрик Холдер.

Видимо, осознавая свой просчет, министерство юстиции крайне осторожно отреагировало на критичный отчет инспектора Файна. В ответном письме главному инспектору заместитель главы ведомства Джеймс Бейкер признал, что министерству необходимо разработать единый план действий на случай атаки с применением ОМУ, и пообещал последовать рекомендациям инспекции. В то же время отдельные подразделения министерства юстиции не согласились с выводами проверки. В частности, Управление по борьбе с наркотиками напомнило, что его сотрудники участвовали в специальных учениях и поэтому готовы действовать в обозначенных условиях. Впрочем инспекторов эти доводы не впечатлили - те учения, в которых участвовали наркополицейские, были признаны непрофильными.

Некоторые журналисты, как водится, не преминули воспользоваться критичным докладом Файна для попытки развязать что-то вроде информационной войны против администрации Барака Обамы. Так, газеты припомнили Обаме январские выводы межпартийной комиссии, проверившей президента и Конгресс на предмет готовности к биологической атаке. Заключение той комиссии было однозначным: подготовка Обамы и конгрессменов заслужила худшую отметку - F.

Не остался без внимания СМИ и отчет другой комиссии, опубликованный еще в 2008 году, при президенте Джордже Буше. Тогда комиссия выявила несоответствие действий правительства заявленной в 2002 году Национальной стратегии по противодействию оружию массового уничтожения. Согласно выводу комиссии, администрация продемонстрировала некомпетентность по всем трем основополагающим пунктам национальной стратегии: предотвращение применения ОМУ, защита от угрозы его применения и действия в случае реального нападения на США.

Примечательно, что публикация отчета Глена Файна практически совпала с обнародованием в США новой Стратегии национальной безопасности. Этот документ, ставший первым для президента Обамы, четко обозначил угрозы, стоящие перед Соединенными Штатами. В их числе были названы и международный терроризм вкупе с распространением ядерного оружия. Учитывая, что стратегия Обамы разрабатывалась полтора года, неожиданно выявленная безалаберность министерства юстиции кажется особенно удивительной.

Артур Степанов

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше