Бодрый Богомол

Интервью Вячеслава Бутусова к выходу DVD "Из рая в рай"

Вячеслав Бутусов. Фото "Ленты.Ру"

Основатель групп Nautilus Pompilius и "Ю-Питер" Вячеслав Бутусов представил в Москве и Санкт-Петербурге сольный DVD "Из рая в рай", предварительно рассказав "Ленте.ру" о работе над потерянными песнями Виктора Цоя и Ильи Кормильцева, крамольных вещах в творчестве "Наутилуса", а также о неоспоримых преимуществах рок-группы перед симфоническим оркестром.

Сольные концерты Бутусова под скупой аккомпанемент его собственной гитары стали в последние годы весьма редким явлением. Хотя в конце 90-х - начале 2000-х годов экс-лидер "Наутилуса" частенько играл "акустику" в довольно больших залах, вроде столичных ДК имени Горбунова и СДК МАИ. Тогда голос Бутусова зачастую тонул в не слишком стройном хоре фанатов, а в толпе можно было с большой долей вероятности натолкнуться на нетрезвых поклонников группы "Алиса", которые прокладывали себе дорогу локтями, приговаривая что-нибудь вроде: "'Наутилусы', пропустите 'титаников'". В 2001 году на основе записей с этих концертов Бутусов подготовил альбом "Тихие игры", где ему постфактум аккомпанировали Евгений Федоров из Tequilajazzz, Олег Сакмаров, игравший в "Аквариуме" и "Нау", и прочие достойные люди. Теперь же похожая программа, только без всяких студийных наложений, издана на DVD.

ИЗ РАЯ В РАЙ

Правда, с точки зрения атмосферы 6 июня в Московском международном доме музыки все было совсем не так, как в "Горбушке" десятилетней давности. Исключительно приличная публика в сидячем Камерном зале одинаково сдержанно слушала новые и давно известные песни Вячеслава Геннадьевича, с готовностью аплодировала его неожиданным остротам и комментариям, старательно писала записки с вопросами. Некоторое возвращение в рок-н-ролл случилось лишь во время финального исполнения "Гудбай, Америка!". Раздухарившийся зал бисировал столь убедительно, что Бутусов, вопреки своей многолетней привычке - по возможности на бис не выходить, вернулся и спел на посошок "Я хочу быть с тобой".

Идею провести серию подобных "творческих вечеров" подали Вячеславу его друзья и партнеры из города Алма-Ата. По словам Бутусова, "они были проворны и все сделали очень оперативно, безболезненно". Таким образом на свет появился весьма симпатичный DVD "Из рая в рай", на котором, собственно, и запечатлена программа, на днях сыгранная Вячеславом - с небольшими коррективами - в Петербурге и Москве.

В рамках концепции "творческого вечера" бОльшая часть программы была посвящена песням, которые от начала до конца сочинил сам Бутусов. Впрочем, в конце каждого концерта присутствовал и обязательный блиц из композиций, написанных на стихи Ильи Кормильцева. Или, точнее, песен, которые Кормильцев сочинил на музыку Бутусова - именно в такой последовательности обычно работал этот творческий тандем.

ГОРБАЧЕВ ИЛИ ПЕЧАТНАЯ МАШИНКА

Вопреки распространенному мнению, Вячеслав Геннадьевич и во времена "Наутилуса" частенько писал тексты. Его перу (а скорее, печатной машинке) принадлежат такие классические опусы, как "Хлоп-Хлоп", "Тихие игры" или "На берегу безымянной реки". Даже к пресловутому "Последнему письму" (оно же "Гудбай, Америка!") слова общими усилиями сочинили Бутусов и Дмитрий Умецкий - от того весьма нелепо выглядели упоминания этой песни во всяческих мемориальных медиа-выплесках на тему смерти Кормильцева. В программу "Из рая в рай" вошел в числе прочих и ряд совсем старых песен Бутусова, сочиненных им на заре существования "Нау": "Синоптики", "Все, кто нес" и "Праздник общей беды".

Вячеслав Бутусов: Это писалось по наитию. Меня могло вдохновить присутствие печатной машинки, которая была таким "девайсом" в тот момент, что могла воодушевить меня сесть и напечатать текст, как это было с "Синоптиками" или другими вещами. Теперь я пытаюсь проанализировать эти тексты и понимаю, что это не поддается никакой логике. Я принимаю это как есть.

На московском концерте Бутусов признался, что "Синоптиков" он сочинил под впечатлением от общения с музыкантами питерского рок-клуба. Свеженаписанную оду Вячеслав сыграл Константину Кинчеву, причем, по словам автора, то первое исполнение получилось столь жалостным, что бескомпромиссный Кинчев посоветовал Бутусову в следующий раз лучше сочинить что-нибудь про свердловский рок-клуб.

О песне "Все, кто нес", волею судеб не попавшей в номерные альбомы "Нау" и долгие годы являвшейся для фанатов своеобразным артефактом, Бутусов также сообщил ряд забавных фактов и прежде всего категорически опроверг слухи о каком-либо отношении ее текста к личности последнего президента СССР Михаила Горбачева.

Вячеслав Бутусов: Я, в принципе, очень далек от какой-то сатиры, меня всегда тянуло к высоким мотивам, идеальным образам. Кого-то оплакивать, жаловаться, брюзжать - это не достойно. Сейчас я смотрю на такие песни, как "Все, кто нес", с удивлением. Когда читаю тексты и пытаюсь их осознать, я все равно подхожу к ним предвзято. Но иногда бывают такие моменты, когда я вдруг перестаю смотреть на них как на привычные вещи. И тогда начинаю понимать, что, например, эта строчка неплохо удалась или это в целом неплохой текст. Но пытаюсь их анализировать, и никакому анализу это не поддается.

ВИМБИЛЬДАМЫ

Спустя примерно год после распада "Наутилуса" Бутусов выпустил сольный диск "Овалы", который был принят в штыки музыкальной критикой и теми поклонниками "Нау", кто относился к патетике "русского рока" чересчур серьезно. На этой пластинке, которую Вячеслав записывал практически в одиночку, миру явились песни про звездочку, которая влюбилась в Самуила Маршака, трех "поросеров", птицу-паровоз, вечного мальчика Бибигона и трезвого/пьяного коня. Были там и менее "детские" песни - "Звезда поэта" и "Скважина", но их близорукие музжурналисты как будто не заметили. Как не заметили и того, что по атмосфере и в целом по художественному мышлению "Овалы" получились гораздо более интересными, чем последние работы Бутусова в составе "Наутилуса" - откровенно унылые местами "Крылья" и замученный британским продюсером Биллом Нельсоном "Яблокитай".

Кстати, по признанию автора, странные слова-"вимбильдамы" в припеве песне "Скважина" не значат вовсе ничего и были вставлены в текст, так как более подходящих к моменту записи просто не нашлось. Похожая история вышла с еще одной "овальной" вещью - "Песней о песне", которую на "творческих вечерах" Бутусов пел с немного измененным текстом, убрав оттуда хулиганские строчки вроде "от балды до балды".

Вячеслав Бутусов. Фото пресс-службы группы
Вячеслав Бутусов. Фото пресс-службы группы "Ю-Питер"

Вячеслав Бутусов: У меня есть тексты, которые я вынужден был применить, потому что время поджимало. Я "Овалы" один записывал, 30 дней почти круглосуточно сидел в студии, и, кстати, после этого курить бросил. Я тяну до последнего, сначала пишу инструменты, потом понимаю, что неотвратимо наступает момент записи вокала, а я все никак не могу найти нужную фразу. Тогда приходится использовать то, что есть, даже если это меня не вполне устраивает. Поэтому я оставляю за собой право подкорректировать текст позже. Я же сам эти песни исполняю, и когда во время исполнения мне приходит в голову какая-то дельная мысль, я охотно реализую ее.

Впрочем, был на альбоме "Овалы" один громкий хит - песня "Берег", которая и удержала пластинку на плаву с коммерческой точки зрения. Песня отвечала всем канонам классического "русского рока", чем, видимо, и полюбилась народу. Под восторженное хлопанье публики исполняется она и на DVD "Из рая в рай". Сам Бутусов утверждает, что сочинял "Берег" не думая о возможных коммерческих последствиях включения песни в экспериментальные "Овалы".

Вячеслав Бутусов: У меня была внутренняя потребность что-нибудь героическое написать, и я в большей степени ориентировался тогда на группу "Кино". Я отошел от коллективной деятельности, и у меня происходила расчистка сознания. Я углубился в изучение творчества группы "Кино", и это на меня очень сильно повлияло. Вдобавок совпало с тем, что я встретился с Георгием Каспаряном (экс-гитарист "Кино"), с которым к тому моменту не виделся лет десять.

ОДИН ЛЮБИТ РОК, ДРУГОЙ ЛЮБИТ СОК

Именно вместе с Каспаряном главный из "наутилусов" несколько позже создал проект "Ю-Питер", который был призван объединить традиции сразу двух "легенд русского рока". Песни "Кино" вскоре стали привычной частью концертного репертуара новой супер-группы, но, как выясняется, это было только начало.

Даже глобальная нелюбовь Бутусова к сатире не помешала "Ю-Питеру" обратиться к этому жанру в работе над новым альбомом. Причем рыбу музыканты поймали весьма крупную - из архивов главного биографа "Кино" Александра Липницкого был извлечен неизданный текст Виктора Цоя "Дети минут", на который Бутусов и его старый товарищ Георгий Каспарян сочинили музыку. На концерте в Москве публика могла оценить видеоклип на эту песню, смонтированный из фрагментов обновленной версии фильма "Игла", главную роль в котором когда-то сыграл Цой.

"Дети минут", по всей видимости, были написаны Виктором как набор "шпилек" в адрес ряда коллективов, входивших в Ленинградский рок-клуб. Самым ярким примером является строчка "и только рыба гниет с головы у фашистских детей", которая напрямую отсылает (подготовленного) слушателя к творчеству группы "Телевизор". Едкая лирика вписана Бутусовым в достаточно характерные для "Кино" гармонию и ритм, а пружинящая соло-гитара Каспаряна добавляет уверенности в том, что самому Цою такая трактовка его произведения пришлась бы по душе.

Вячеслав Бутусов: Я это сформулировал как сатирический памфлет для себя. Я помню этот период, как все это происходило между людьми, так что близко к сердцу не принимайте - это называется "музыканты шутят". Как бы фехтуют между собой. Виктор с Костей Кинчевым такими шутками перебрасывались, послания друг для друга запечатывали в песнях. Происходил такой своеобразный диалог для посвященных . Это одна из песен, в которой Виктор обращается ко многим членам рок-клуба, и там есть цитаты из их песен.

Забавно, что в 1992 году на концерте памяти Цоя группа под странным названием "Атас" (не путать с группой "Любэ"!!!) вместе с одним из основателей "Кино" Алексеем Рыбиным исполнила собственную версию "Детей минут", ранее получив текст в дар от того же Липницкого. Впрочем, большого успеха не снискала.

ИЛЬЯ ВАЛЕРЬЕВИЧ НА СВЯЗИ

Вернемся к Бутусову и его долгому извилистому пути "Из рая в рай". Название программы было взято из одноименной песни, открывающей последний диск "Ю-Питера" "Богомол". Сама "Израяврай" (именно так - без пробелов) в концертную программу не вошла, зато Вячеслав с явным удовольствием исполняет с этого альбома "Вселенскую", "Исполина", "Вниз головой" и песню "Звезда" (не путать с "Моей звездой" и "Звездой поэта"!), история которой когда-то началась с неизданной композиции Бутусова-Кормильцева "Снежная пыль".

Вячеслав Бутусов: Это была одна из первых песен, которые мы написали вместе с Ильей, пробная в каком-то смысле. Мы притирались и присматривались друг к другу, пытались понять, способны ли мы вообще что-то друг для друга найти. Илья дал мне текст, я на него написал музыку, как мне тогда казалось, похожую на группу Smokie. Потом наступил момент, когда мы утратили этот текст, не смогли его восстановить, и порознь, и вместе ломали голову, вспоминали отдельные строчки. Пробелы в тексте так и остались, мы подумали, что, если не получится вспомнить оригинал, мы просто напишем его заново, переделаем.

Потом Илья ушел от нас, оставив мне большущую папку того, что мы предполагали издать с ним, как совместный альбом. Он уехал в Лондон, там скончался, и я решил в каком-то смысле проиллюстрировать этот момент. Я нашел текст, который на фоне всего случившегося был мне близок, и положил его на музыку "Снежной пыли". Мы ее растянули, сделали немного иначе, она по-другому звучит - на группу Smokie нет ничего похожего, и записали. Песня должна была войти в альбом "Богомол".

Но в этот момент мы уперлись в камень под названием "авторские права". Оказалось, что мы не можем использовать этот текст по причине того, что наследники Кормильцева должны по закону сначала разделить наследство и только тогда можно будет вернуться к этому вопросу. На тот момент и до сих пор этот вопрос открыт, и мы не можем использовать ни один из текстов Ильи Кормильцева вообще. В результате мы на эту музыку положили текст, который я написал от своего имени. Эта песня стоит в "Богомоле" последним номером, называется "Звезда".

Бутусов вообще относится к Кормильцеву с нескрываемой нежностью. На концерте в Доме музыки Вячеслав весьма трогательно рассказал, как однажды разговаривал с умершим другом во сне. "Не удивлюсь, если это звонит Илья Валерьевич", - заметил он вскоре, услышав как у кого-то в зале зазвонил мобильный.

Без каких-либо оговорок прощаются Кормильцеву и всяческие двусмысленности в текстах старых песен. Так, например, окончательно и бесповоротно пришедший к православию Бутусов по-прежнему старательно воспроизводит на концертах явно апокрифическую историю про непонятливого апостола Андрея, Спасителя и гору, на которой возвышается крест.

Вячеслав Бутусов: Если говорить по-честному, то в творчестве "Наутилуса" были и крамольные вещи. Но "Прогулки по воде" я воспринимаю без какой-либо критики. Это действительно некая "псевдопритча". Там взят за основу известный библейский мотив, но он изложен по-другому. Это как сказки, которые переходили из уст в уста, и трансформировались до определенной степени, и продолжают трансформироваться. Это просто переложение. Суть притчи ведь в том и заключается, что ее рассказывают друг другу и она, в силу своей основополагающей идеи, все равно остается понятной. Там могут меняться даже персонажи, но суть не меняется.

БОДРЫЙ БОГОМОЛ

Чем-то похож на старинную притчу и творческий путь Вячеслава Бутусова. Персонажи вокруг него периодически меняются на протяжении уже более 20 лет, а суть по большому счету остается прежней. Конечно, сегодняшний Бутусов смотрит мир гораздо более умиротворенно, чем раньше - что весьма раздражает старых поклонников. И, тем не менее, Вячеслав Геннадьевич не без основания считает, что каждая новая пластинка "Ю-Питера" выводит группу на новый уровень музыкального мышления.

Вячеслав Бутусов: Я это воспринимаю, как наш коллективный шаг, возможность создать собственный аскетичный, в чем-то брутальный стиль. Не стиль в музыке, а стиль группы в общем. Пока мы находимся в поиске, не дозрели до той планки, которую я себе ставлю в идеале. Подобный уровень взаимодействия, когда все музыканты в коллективе что-то ценное от себя вкладывают, - редкое явление.

Я долго ломал голову, почему современная музыка в рамках рок-группы произвела на меня в свое время такое сильное впечатление. Всего четыре человека, но они в едином порыве, воодушевлении делают что-то целенаправленное, совместное - в этом и есть ценность, которую я ищу. Если взять симфонический оркестр, то там много хороших музыкантов, прекрасные инструменты, огромные возможности, величайший потенциал... Но чтобы все 60 человек воодушевить и чтобы оркестр заработал как часы, это очень сложно.

Хорошо, что позади меланхолия (имеется в виду работа над альбомом "Богомол" - прим. Ленты), потому что мне нынешний материал кажется очень бодрым, я не смог бы лучшего слова найти. Он просто бодрый. Более того, он меня отправил в 70-ые, потому что там все расчищено в аранжировке, по большому счету не полагается никаких наложений. Музыка получается настолько самодостаточной, что звучит скупо, но при этом очень наполненно. А в музыке очень важно пространство. Когда мелкие вещи звучат крупно, это большое достижение.

С оптимизмом смотря вперед, Бутусов оглядывается в прошлое без особого сожаления. В одной из записок на московском концерте Вячеслава спросили: "Каким вы были 20 лет назад?" Подумав, человек, собравший, а затем добровольно распустивший одну из главных групп в истории советского и российского рок-н-ролла, ответил: "Я довольно неплохо помню, каким был Вячеслав Бутусов 20 лет назад. Но, честно говоря, совсем бы не хотел оказаться сейчас на его месте".

подписатьсяОбсудить
Ехай прямо, навсегда
Какие сюрпризы приготовили главные гонки 2016 года
Перемога!
Какой оказалась главная украинская стратегия
Башку с плеч!
Раскрыты подробности первой успешной операции по пересадке головы
«Овечкин — одинокий волк сборной России»
Олимпийский чемпион подвел итог выступления национальной команды на Кубке мира
2944783 26.09.2016 Игроки ПФК ЦСКА Сергей Игнашевич и Роман Ерёменко (слева направо) во время открытой тренировки в преддверии матча группового этапа Лиги чемпионов против ФК "Тоттенхэм" на стадионе "Арена ЦСКА" в Москве. Владимир Песня/РИА НовостиЛига чемпионов. ЦСКА — «Тоттенхэм». Live
Армейцы проведут первый международный матч на своем новом стадионе
Александр ШпрыгинИндейская резервация
За что глава ВОБ Александр Шпрыгин лишился членства в РФС и машины
Джентльмен из песочницы
10 ярких поступков детей, поставивших на место знаменитостей и политиков
«Корейцы пьют даже больше русских»
История жителя Владивостока, поселившегося в Сеуле
Не ЗОЖ, но хорош
В Instagram полюбили ироничный аккаунт противницы правильного питания
Мамин жим лежа
10 звезд Instagram, которые вернулись в форму после беременности
Народный успех
Как прошел первый сезон в РСКГ победителя третьего сезона «Народного пилота»
Джимхана и тиранозавр
Самое крутое автомобильное видео сентября
Ядовитый гараж
Собираем гербарий уникальных и тайных творений BMW Motorsport
С мотором в багажнике
Вспоминаем заднемоторные седаны в честь юбилея Skoda 105/120/125
Стенка на стенку
Джоконда, покемон и Корлеоне с Чебурашкой — лучшее от уличных художников Москвы
«За годы ожидания мы выдохлись. Живем сейчас где попало»
История покупателей жилья, заселенных в недостроенные дома в Подмосковье
«Мне угрожали, обещали закатать в асфальт»
История валютной ипотечницы, которая прошла оба кризиса и ни о чем не пожалела
Что-то пошло не так
Как выглядят населенные насекомыми города, жизнь без неба и море над головой
Кто купил Америку
Десять человек, которым на самом деле принадлежат земли США